В годы Второй мировой войны были написаны одни из самых драматических страниц в истории нашего города. Долгих 907 дней Одесса и одесситы прожили в оккупации. Но если о партизанах и подпольщиках сказано и написано немало, то о тех, кто сотрудничал с оккупантами, чаще всего предпочитают молчать. Накануне 72-й годовщины победы над нацизмом «Одесская жизнь» решила вспомнить обо всех — и о тех, кто боролся с захватчиками, и о тех, кто вполне неплохо себя чувствовал под их властью.
Запертые под землей
Отступая из Одессы, советские войска оставили в тылу у противника несколько хорошо организованных диверсионно-разведывательных групп. Историки насчитывают по меньшей мере четыре отряда:
• отряд Владимира Молодцова (Бадаева) в Нерубайских катакомбах;
• отряд Леонида Горбеля и Семена Лазарева в Усатово;
• отряд Всеволода Кузнецова в районе Молдаванки и Пересыпи;
• отряд Александра Солдатенко в Дальницких катакомбах.
Судьба двух последних сложилась трагически. Они оказались заблокированы под землей и лишены возможности выйти на поверхность. Практически все бойцы этих отрядов погибли.
Винтовкой и листовкой
Самой успешной группой одесского сопротивления стал отряд Владимира Молодцова. Объединившись с отрядом Горбеля и Лазарева, а также с группой евреев, бежавших из одесского гетто, он насчитывал более сотни бойцов.
На счету партизан — несколько успешных диверсий, в том числе — взрыв здания комендатуры и штаба 10-й пехотной дивизии на улице Энгельса, 40 (нынешняя Маразлиевская). Впрочем, главная заслуга отряда Молодцова — в куда менее заметной, но не менее важной деятельности. Партизанам удалось передать советской военной разведке множество важных данных о неприятельских войсках. Кроме того, они распространяли листовки, в которых рассказывали об истинном положении дел на фронте. Учитывая, что оккупационная пресса честностью не отличалась (например, писала о том, что гитлеровцы взяли Москву), партизанские листовки были для одесситов единственным надежным источником информации.
По ту сторону
Люди, оставшиеся на оккупированной территории, продолжали жить и работать, поэтому им волей-неволей приходилось сотрудничать с новой властью. Однако сотрудничество сотрудничеству рознь. Одно дело — подметать улицы и получать зарплату от оккупантов, и совсем другое — восхвалять Гитлера и румынского диктатора Иона Антонеску в оккупационной прессе вроде газет «Молва», «Одесская газета» или сатирического издания «Смех». Другим «бастионом» идейного коллаборационизма был «Институт антикоммунистических исследований», открытый в Одессе в мае 1942 года.
Особенно преуспели в сотрудничестве с оккупантами бывшие белогвардейцы. В декабре 1941 года они создали инициативную группу во главе с майором Пустовойтовым. Группа обязалась помогать Румынии и Германии в «борьбе с большевизмом», а многие ее участники пошли добровольцами в немецкую армию. Действовали в Одессе и русские фашисты из «Национального союза нового поколения» — они активно агитировали студентов. Правда, оккупанты не поощряли никакой политической деятельности, даже лояльной — поэтому деятели союза Юрий Пянков и Иван Сущенко в конце концов оказались в тюрьме.
Другое подполье
Советские партизаны были не единственными подпольщиками в оккупированной Одессе. В конце 1941 года в город прибыла «походная группа» Организации украинских националистов. Члены ОУН создали подпольную типографию и занимались агитацией среди студентов и интеллигенции. Сначала националисты вели пропаганду против оккупантов — некоторые из них даже были арестованы румынской полицией. Однако по мере приближения к Одессе советских войск они решили, что Сталин — более опасный враг, чем Антонеску. Националисты заключили перемирие с румынами и сосредоточились на борьбе с Красной армией. Боролись, правда, недолго — в течение полугода подполье ОУН было ликвидировано органами НКВД.
Как видно, подполье ОУН НЕ было ликвидировано органами НКВД. Живы мрази до сегодняшнего дня.
Вот так по крупице и строится новая история. Оказывается оун «боролись» с хозяевами. Так тихонько и идет подмена. Оун пришли туда, где их никогда не существовало. И как? Пришли? Или их туда привели за ручку? И кто? Именно немцы их туда и привели для борьбы с партизанами и подпольем.
Даже если допустить, что оун были в Одессе и какое-то время боролись с фашистами, но сущности их идеологии проститутки это не меняет.
Фраза :»Однако по мере приближения к Одессе советских войск они решили, что Сталин — более опасный враг, чем Антонеску. Националисты заключили перемирие с румынами и сосредоточились на борьбе с Красной армией» говорит сама за себя. Им всё равно под кого ложиться, лишь бы им было хорошо.
Жаль, что их всех не добили тогда.
ну хватит уже гнать фуфло про гэроив упа,знаем как они боролись на деньги Адика.Да заодно напишите за что хозяева недомерка-кошкодава за колючку бросили.Нашли мне хэроив куевых.