Сегодня день рождения самого любимого артиста одесситов – Леонида Утесова. В этом году легенде советской эстрады, певцу, актеру театра и кино, дирижеру, организатору первого театрализованного джаза «Теа-джаз» и автору трех книг исполнился бы 121 год.
«Я считаю, что родился 22 марта, энциклопедия считает, что 21-го. Она энциклопедия, и ей видней», — эта цитата Утесова стала очень популярной.
Впрочем, одесситы день рождения любимого артиста начали праздновать еще на выходных. Так, в субботу в Горсаду прошел уже второй фестиваль «Наш Утесов». Композиции легендарного артиста для горожан воссоздали оркестр Военной академии, Одесский муниципальный духовой оркестр и диксиленд, заслуженный артист Украины по версии АТЭУ Олег Золоев, лауреаты международных конкурсов Георгий Соколов (скрипка), Максим Любачевский (саксофон), Виталий Рябоволик (вокал), Елена Захарова (клавиши) и Наталья Мазепа (скрипка).
Не обошелся фестиваль и без танцевальных номеров с моряками и морячками, а также блюд традиционной одесской кухни.
Одним из самых интересных моментов фестиваля стала презентация шоколадной пластинки для граммофона с песней Леонида Утесова «Пой моя любимая». Такой необычный подарок Музею Утесова сделал коллега – Музей шоколада.
«Всего было изготовлено 2 экземпляра пластинки, одну из которых передали Музею Утесова, а вторую смогли прослушать гости фестиваля, после чего каждый смог взять себе часть пластинки!» — рассказали в группе Музея шоколада в соцсети.
Еще одной изюминкой фестиваля стала возможность сфотографироваться на фоне декораций импровизированной комнаты Утесова. Поскольку «Одесская жизнь» уже неоднократно исследовала биографию Леонида Осиповича и описывала современную жизнь двора, где он родился, в этот день мы предлагаем Вам вспомнить некоторые его цитаты и посмотреть записи выступлений.
О лучшем городе в мире
Что же удивляться, что я люблю музыку, ведь я родился не где-нибудь, я родился в Одессе. И на то, что она — лучший город в мире, ваших возражений не слышал.
Об отце
Таким и запомнился он мне, мой отец, — чуть сентиментальным, с искрой юмора в глазах и в постоянной тревоге о заработке. Страшный добряк, очень деликатный, он никогда громко не разговаривал, не кричал и не ругался. Мать он не только любил, но и подчинялся ей во всем.
Я решил взять себе такую фамилию, какой никогда еще ни у кого не было, то есть просто изобрести новую. Естественно, что все мои мысли вертелись около возвышенности. Я бы охотно стал Скаловым, но в Одессе уже был актер Скалов. Тогда, может быть, стать Горским? Но был в Одессе и Горский. Были и Горев и Горин — чего только не было в Одессе! Но, кроме гор и скал, должны же быть в природе какие-нибудь другие возвышенности. Холм, например. Может быть, сделаться Холмским или Холмовым. Нет, в этом есть что-то грустное, кладбищенское — могильный холм… Что же есть на земле еще выдающееся? — мучительно думал я, стоя на Ланжероне и глядя на утес с рыбачьей хижиной. — Боже мой, — подумал я, — утесы, есть же еще утесы! Я стал вертеть это слово так и этак. Утесин? — Не годится — в окончании есть что-то простоватое, мелкое, незначительное… — Утесов? — мелькнуло у меня в голове… Да, да! Утесов! Именно Утесов! …И сегодня я вижу, что не сделал ошибки, ей-богу, моя фамилия мне нравится. И, знаете, не только мне.
О слухах
Если бы все сплетни, все слухи собрать воедино и поднести человеку в один день, то вряд ли самое здоровое сердце могло бы это выдержать.
Об одной из самых любимых ролей
Одна из самых любимых моих ролей была главная роль в комедии О. Дымова "Певец своей печали". Певец своей печали —это Иошке-музыкант, благородное сердце которого «обожгла большая любовь». Она «подняла его выше денег и выше богатства».
О возвращении
Одесса! Моя Одесса! Как блудный сын я возвращаюсь к тебе каждый раз, мама. О предприимчивости одесситов На углу Преображенской огромный плакат: «Гастроли Государственного эстрадного оркестра РСФСР под руководством и с участием народного артиста РСФСР Леонида Утесова». Под плакатом на тротуаре сидит человек. Испитое лицо, хитрые глаза, улыбка. Перед ним на земле шапка. Хриплым голосом он кричит: «Граждане, подайте, кто сколько может, на выпить за нашего дорогого Леонида». Большой палец энергично указывает на стоящий за его спиной плакат. Своеобразный бизнес — в Одессе ничего не пропадает.
Цитаты взяты из книги Леонида Утесова «Спасибо, сердце!»
Фото: Думская