15 января из Ильичевского порта в первый рейс паромно-железнодорожного контейнерного маршрута украинского «шелкового пути» отправился паром «Герои Севастополя», осуществляя тестовый проход от Украины до Китая за полторы недели.
Морской путь из Одессы до Китая сегодня составляет 30 -40 дней. Открытие украинского паромно-железнодорожного контейнерного маршрута позволит отечественным производителям и европейским экспортерам гораздо быстрее доставлять продукцию в Среднюю Азию и получать китайский импорт. Толчком для создания паромно-железнодорожного контейнерного маршрута стало ограничение Россией украинского транзита из-за вступления в силу соглашения о зоне свободной торговли Украины с ЕС.
— Зона свободной торговли открыла большие возможности для наших производителей, — отметил министр экономического развития и торговли Украины Айварас Абромавичус. — Чтобы интегрироваться в торговое евроазиатское пространство на протяжении последних нескольких месяцев нами проводились очень интенсивные трехсторонние переговоры с российской стороной и Европейским Союзом. К сожалению, положительных результатов они не дали. Напротив, российские соседи приняли политическое решение, ограничив экспорт наших товаров в РФ. На часть товаров было введено эмбарго, а на другие повышены тарифы. Кроме того очень сильно был ограничен транзит в третьи страны Кавказа, средней Азии и Китая. И сегодня мы диверсифицируем маршрут доставки товаров, что является вынужденной мерой для продолжения поставок нашей продукции в Азию.
По словам министра инфраструктуры Украины Андрея Пивоварского, «для того, чтобы Украина стала участником «шелкового пути», потребовалось многие месяцы кропотливой работы Правительства и железной дороги. ПАО «Украинские железные дороги» подписала протокол с 4 железными дорогами, двумя пароходствами и портами Грузии, Казахстана, Азербайджана, Китая, увязав транзитный путь в единое целое. Была отработанна логистическая цепочка доставки грузов из Ильичевска морским путем в Батуми, затем по грузинской и азербайджанской железной дороге до Баку, через паромную переправу Каспийского моря в казахский порт Актау, и по суше до границы с Китаем.
Как заверил и.о. председателя правления ПАТ «Украинские железные дороги» Александр Завгородний, новый украинский маршрут будет конкурентоспособен тарифам российского «шелкового пути».
— Мы приблизили тариф к отправке груза морским транспортом. Новый украинский паромно-железно-дорожный контейнерный маршрут, который составляет 5471 км, будет занимать порядка 10-12 дней. Тестовый поезд идет по графику в режиме пассажирского поезда со скоростью 80 км в час. Это довольно высокая скорость, которая позволит конкурировать с автомобильным транспортом. Запуская экспериментальный поезд нам важно отработать паромные переправы. Сегодня на Черном море будут работать 8 паромов и на Каспии -13. Определенные ограничения есть по грузинской железной дороге. Протестировав маршрут, мы поймем, где могут быть задержки, устранить проблемы, чтобы предлагать заказчику нормальные условия и гарантировать доставку груза. Надеемся, через месяц маршрут заработает в полной мере, и мы сможем перейти в нормальный режим эксплуатации нового альтернативного пути от Европы до Китая в обход России через Грузию, Азербайджан, Казахстан, — подытожил железнодорожник.
Прокладка украинского «шелкового» маршрута в Китай сегодня особенно важна для украинских производителей, которым необходимы новые рынки сбыта и альтернативные маршруты.
— Ежегодно мы экспортируем в Китай более 24 млн. тонн грузов, — сообщил вице-премьера — министра регионального развития, строительства и ЖКХ Украины Геннадий Зубко. – И объемы перегрузки растут. Поэтому нам нужно создать нормальную поставку наших украинских товаров в направлении Азии. Сегодня для нас важен вопрос импорта в Украину нефтепродуктов и газа. Это даст нам возможность усилить энергобезопасность страны. Украина должна стать большой транзитной державой, которая может везти свои товары и быть эффективным перевозчиком для стран Европы в страны Азии, — подчеркнул министр.
В то же время губернатор Одесской области Михаил Саакашвили предупредил, что развитие нового маршрута потребует большой работы по привлечению грузов и созданию условий для нормальной работы.
— Почти 90% нашего экспорта в КНР составляют зерно и масло. Но есть и другие товары, которые мы можем везти в Среднюю Азию и Китай. В то же время, чтобы обеспечить загрузку нового маршрута, мы должны забрать большее количество грузов, который Китай экспортирует Европе через этот коридор, — заметил Саакашвили. – Тогда наши порты, которые сейчас испытывают трудности, оживятся. И у нас будет создано большое количество рабочих мест. Мы можем показать, что у нас есть еще больше преимуществ по отношению к Таможенному Союзу, который установил низкие тарифы на перевозку. Мы должны использовать преимущества географического положения и Ассоциации с Европой и обязательно быть договороспособными. Конечно, предвидится много проблем. Часть вагонов нового украинского «шелкового пути» будет идти порожняком. Но все наращивается постепенно. У этого маршрута есть большие перспективы. Когда мы начали строить дорогу из Грузии на Турцию, никто не верил что пойдут грузы. Но они пошли. И тут пойдут. Как только таможня станет окончательно электронной, как только мы покончим с коррупцией, и поймем, что надо быть еще гибче, мы прорвемся. Но для этого нужно прекратить беспредел в администрациях и государственных органах, убрать бюрократию и взяточничество.
Экспериментальный поезд из 30 вагонов, часть которых была загружена металлопродукцией для Грузии, а остальные порожние, пройдет паромно-железнодорожным контейнерным маршрутом до Китая, где будет загружен китайским товаром и вернется обратно, чтобы начать эру Великого украинского «шелкового пути», как одного из востребованных и прогрессивных транспортных коридоров.