Внешнее независимое оценивание (ВНО) по украинскому языку и литературе давно позади, но споры о его справедливости его результатов не утихают. Одесские школьники не поняли предложенных фразеологизмов, не смогли написать сочинение, и, как все остальные украинцы, ощутили сложности с текстом Галины Пагутяк. Мы спросили у 11-классников, что они думают о тесте, и выяснили, куда податься тем, кто его не осилил.
Кто виноват?
В Украине стартовала основная сессия ВНО-2015. Первые в списке ― четыре иностранных языка. Но, как оказалось, не все еще пришли в себя после теста по родному украинскому. Одесситы написали его из рук вон плохо. Сами выпускники винят составителей тестов, а педагоги, в свою очередь, кивают на нерадивых учеников.
— По сравнению с прошлыми годами нынешний тест был намного сложнее, — говорит выпускница одной из одесских школ Наташа Орищук. — Самым проблемным для меня стало задание с фразеологизмом «через пень-колоду». Это русское выражение, и почему оно оказалось в тесте — я не понимаю.
Также остались непонятными принципы перевода тестовых баллов в общую оценку и оценивания творческого задания. По словам одессита Ярослава Савченко, баллы за сочинения вовсе не были названы. Это, в основном, и стало причиной для подачи апелляций, которых по Украине собралось более двух с половиной тысяч.
Сколько прошений на повторную проверку теста поступило именно от одесских школьников — в Украинском центре оценивания качества знаний не уточняют. Однако утверждают, что их количество приблизительно такое же, как и в предыдущие годы.
Как утверждают, тесты были составлены исключительно по школьной программе и в них нет того, чего нет в учебниках. Тем не менее, каждый пятый выпускник даже не приступил к творческому заданию и лишь пятеро в Одесской области написали тест на максимальные 200 баллов. Для вузов они станут самым успешным «приобретением» — ведь теперь 20% госзаказа закреплено за лучшими абитуриентами. То есть учебные заведения еще и материально заинтересованы в отличниках.
Что делать?
В этом году не прошли ВНО по украинскому языку и лишились возможности поступить в вуз в этом году 10% одесских школьников. Им уже сейчас нужно определяться с планами на будущее. «Одесская жизнь» разбиралась как неудачники ВНО-2015 могут провести с пользой год до следующей вступительной кампании.
ВАРИАНТ ПЕРВЫЙ. Готовимся еще год
Для того, кто имеет твердое намерение получить высшее образование, оптимальным вариантом будет основательная подготовка к тестированию следующего года. Это и самостоятельная учеба по книгам и онлайн ресурсам, и занятия с репетиторами.
Преимущество в том, что основные школьные занятия отсутствуют. Таким образом, самоподготовке можно уделить максимум времени и сил.
ВАРИАНТ ВТОРОЙ. Ищем стажировку
Ситуация на рынке труда сегодня довольно сложная. Частные фирмы, включившие режим экономии, в первую очередь отсекают расходы, связанные с обучением сотрудников и стажировками. А школьникам и до этого редко шли навстречу. Одесские рекрутеры, например, вообще не рассматривают вчерашних 11-классников в качестве сотрудников или стажеров. Но советуют выпускникам не отчаиваться и соглашаться на любые условия работодателя, вплоть до безоплатного. Такое погружение в коллектив может дать свои плоды. Не исключено, что фирма захочет вложить деньги в образование своего стажера или оформить его на должность.
ВАРИАНТ ТРЕТИЙ. Идем на работу
В Одессе у выпускников школ есть возможность не только подработать в летний сезон, но и официально устроиться на полноценную работу. Конечно, рассчитывать на должности квалифицированных специалистов не стоит. В основном, работодатели предлагают вчерашнему школьнику подсобные работы, связанные с физическим трудом. Промышленные предприятия города и области возьмут выпускника грузчиком, уборщиком или упаковщиком. Предпочтение отдают крепким мальчикам. А вот девочкам в этом плане намного сложнее.
— Я с седьмого класса помогала маме в магазине, знаю здесь почти все, — рассказывает 17-летняя Таня Ивченко. — Но даже здесь вторым продавцом меня не берут, хотя давно знают и доверяют. Говорят, что опасаются оставить ребенка одного за прилавком с кассой в несколько тысяч.
Сейчас, чтобы помочь родителям и скопить какие-то средства на учебу, девочка подрабатывает раздачей флаеров и плетением браслетов.
ВАРИАНТ ЧЕТВЕРТЫЙ. Поступаем в техникум
На такой вариант порой сложно решиться по психологическим причинам — получается, что два последних года в школе проведены впустую и ребенок к этому времени уже мог бы перейти на третий курс техникума или колледжа. Однако педагоги утверждают, что пройденная программа за десятый и одиннадцатый класс никогда не будет лишней для абитуриента , а наоборот ― даст ему ряд преимуществ перед другими поступающими. Во-первых, у выпускника одиннадцатого класса больше шансов оказаться «на бюджете». Во-вторых, первый год учебы для него будет не таким сложным и даст возможность хорошо проявить себя.
Татьяна Ковалевская, профессор, Одесского национального университета им. Мечникова
— С каждым годом уровень абитуриентов ухудшается, и мне сложно сказать, с чем именно это связано. У вузов, в свою очередь, практически нет возможности принять участие в отборе учащихся. Ведь мы получаем только результат ВНО, а между ним и реальными способностями ребенка часто нет никакого соответствия.
Что касается написанного теста по украинскому языку и литературе, то мне очень обидно, что дети в Украине не знают родной язык. А ведь выучить его не так сложно, как кажется. Но есть и друга сторона вопроса — сами тесты. Возможно, их нужно составлять более корректно, помня о том, что сдавать их будут 11-классники, а не студенты. Кроме того, подготовка в школе должна быть более серьезной, чем мы имеем сейчас.
Анатолий Ткачев, доцент Одесского национального политехнического университета
— Для меня результаты ВНО довольно предсказуемы. Уровень школьного образования сегодня крайне низок, а амбиции учителей очень высоки. Но когда они приходят устраиваться на работу в наш вуз, то не могут решить даже самые простые задачи. В этом вся проблема — учителя не нацелены на то, чтобы давать качественные знания. У них сегодня совсем другой интерес.
Но результат теста по украинскому языку — это еще не самое страшное. Я даже боюсь подумать о том, какие результаты будут по физике и математике. Потому что подготовка по техническим направлениям в школах вообще никакая.
Я очень высокого мнения о Приморском, Экономическом, Ришельевском лицеях — там, действительно высокое качество знаний. Что касается остальных общеобразовательных учреждений, то низкий уровень, который они показывают на тестах, говорит сам за себя.
16 542 человека написали ВНО по украинскому языку и литературе в Одесской области, из них 1755 — не преодолели пороговый барьер.
5 человек получили 200 баллов
20% сдававших не написали сочинение
Противно и горько читать такие обвинительные заключения господ-преподавателей ВУЗов. Известно ли им, что в 11 классе у детей , скажем, профильного математического класса по программе всего 1 час украинского языка в неделю? И что значит «мы получаем только результаты ЗНО» и в то же время школьные педагоги нацелены «на другое»? Очень хорошо, что вы получаете только ЗНО. На что другое нацелены школьные учителя? Намекаете на взятки? Так вес аттестата 0, 1…Оценки не актуальны. На что они могут быть нацелены с 1 часом языка??? Да уж, коллеги. Уровень низок? А вы учите их своим предметам. Ибо уровень профессиональной подготовки после вас тоже весьма далек от идеала. Критиканы.
А нормально ли читать учебники на украинском,а говорить на русском?Я думаю,что полушарие может лопнуть.Русский,так русский.Укр,так укр.Но лучше-русский.Нам одесситам ближе и роднее.
школы уже давно не дают образования. некоторые предметы не прподают, понуждая т.о. ходить на платные курсы у тех ше школьных педофилов. вузы действительно работают лучше, чем школы. Но как дожить до вуза в школе. в которой учителя не преподают?
В каких странах применяют украинский, кроме таверен в галичине?