В наши дни почти всем приходится экономить на продуктах питания. Даже люди среднего достатка стали особое внимание уделять ценникам и тщательнее рассчитывать продуктовый бюджет. А тем, кто и так экономил на всем, приходится совсем несладко. Макароны, картошка, хлеб, спред, каша – таков удел тысяч пенсионеров и людей скромного достатка. А ведь и они хотят иногда «побаловать себя вкусненьким». Желательно, чтобы без риска для здоровья.
«Своя» марка
Как правило, поиск недорогих продуктов на полках супермаркетов приводит нас к «фирменным» маркам, которые распространяются внутри конкретной торговой сети. Например, в «Таврии» это «Семерка», «Українська зірка» и «Eurogroup», в «Сiльпо» — «Премия» и «Повна чаша», а в «Копейках» — «0.01». Под этими марками могут продаваться и макароны, и дрова для пикника, и майонез, и даже бытовая химия. Стоят они, как правило, на 10-15% дешевле аналогичных импортных и отечественных товаров известных торговых марок.
— Все просто. Торговая сеть заключает с производителем договор, согласно которому он должен произвести под их маркой определенное количество товара оговоренной стоимости, — объясняет экономист Валерий Левченко. — А сеть обязуется полностью его распродать.
По его словам Валерия, такая схема выгодна и производителю, и продавцу.
— Фирма получает беспрепятственный доступ к покупателям. Ей не нужно платить за продвижение товара по сети, следить за порядком на полках и терпеть убытки из-за возврата нераспроданной продукции. А еще при больших объемах снижается себестоимость производства и доставки, — говорит Левченко. — С другой стороны, торговые сети получают узнаваемую марку, которая обеспечивает приток клиентов. Ей дают «зеленый свет» и, в конечном итоге, тоже выигрывают на объемах. Также значительно упрощается доставка.
Впервые эту схему применила «Таврия». Ее магазины привлекли большой поток пенсионеров, так что теперь за сетью закрепился имидж «дешевой».
Невкусно, но безвредно
Конечно, во всем мире есть понятие дешевого и дорогого товара. Но, в любом случае, этот товар будет качественным. Например, если в США продукт питания негативно повлиял на здоровье потребителя, фирма заплатит фантастически большой штраф. А в Евросоюзе и Японии все предельно стандартизировано и произвести нечто не по рецептуре просто не позволят. На просторах СНГ ответственности у производителей гораздо меньше.
Пенсионерка Таисия Ароян — домохозяйка со стажем и знает о торговых марках не меньше некоторых маркетологов.
— Качество зависит от конкретного товара и его цены, а не от названия. Бывает так, что макароны какой-то торговой марки склеиваются при варке или, наоборот, долго не развариваются. Но, например, горошек этой же марки — не хуже дорогого импортного, но и цена тогда не самая низкая, — говорит одесситка.
Как мы уже знаем, горошек и макароны производятся на разных заводах. Так что все зависит от совести и профессионализма технологов. Впрочем, как рассказала товаровед Галина Синицына, в товаре не самого высшего сорта ничего опасного нет.
— На каждый товар есть свой покупатель. Могут отличаться вкусовые и прочие потребительские качества, но вредной такая пища точно не является. Ни предприятиям, ни торговым сетям не хочется «связываться» с потенциально небезопасными продуктами.
Маленькие хитрости
Экономист Валерий Левченко полагает, что в скором времени многие торговые марки, к которым мы привыкли, будет не узнать.
— Сейчас каждый предприниматель делает выбор — понизить качество, чтобы сохранить продажи, или же поднять цену, чтобы сохранить «марку». Как временный компромисс может упрощаться логистика и упаковка. Но это сэкономит всего несколько процентов себестоимости, — говорит эксперт.
Это касается, в первую очередь, дорогих продуктов. Производители уже начали уменьшать порции фасовки.
— Если раньше красная рыба продавалась в упаковках по 200 грамм, то теперь идет «на ура» по 130-150 грамм, — разводит руками торговый представитель Александр Кириленко.
Между тем, это не значит, что за «вкусненькое» обязательно нужно переплачивать. Знатоки советуют поэкспериментировать с новыми марками.
— Как правило, выводя торговую марку на рынок, производитель старается сделать ее как можно более привлекательной и по цене, и по качеству, — объясняет Галина Синицына. — Допустим, появилась новая колбаса. Нужно, чтобы люди полюбили ее и брали постоянно. В это время рецептура и ГОСТы соблюдаются скрупулезно. А уже потом, спустя некоторое время, фирма может начать экономить на мясе, добавляя больше жира и используя вкусовые добавки. Потому, чтобы выбрать вкусное и недорогое, нужно выбрать момент.
Рыба из прошлого
Из-за падения гривни едва ли не больше всего «сдулся» рынок рыбы и морепродуктов. Большая часть этого рынка — импорт. Между тем, на прилавках все чаще можно увидеть отечественную рыбу в консервах или вакуумной упаковке. Это бычок, килька, ставрида. Цены на нее поднялись незначительно. С другой стороны, привозные шпроты и скумбрия в консервах тоже продаются по относительно невысоким ценам.
— Срок годности рыбы в консервах – 2–3 года. Поэтому то, что мы видим на прилавках – это рыба из прошлого, — рассказывает Александр Кириленко, торговый представитель одной из «рыбных» фирм.
По его словам, некоторые производители затоварились сырьем при дешевом долларе и теперь продают консервы с хорошей прибылью. При этом — недорого и без ущерба для качества.
Виктор ДАНИЛЮК