В актерской среде редкое явление — крепкий союз двух успешных актеров, да еще и родителей двух талантливых сыновей-музыкантов. На сцене театра Музкомедии Наталья и Николай Завгородние уже 35 лет. Они задействованы практически во всех репертуарных спектаклях. А пригласил их в Одессу сам Михаил Водяной в 1980 году. С семейной парой мы встретились после репетиции.
Как Водяной переманил их в Одессу
Как бы пафосно не звучало, но наш разговор начался с цитаты известного когда-то актера оперетты Григория Ярона, которую Завгородние произнесли практически в один голос: «Оперетта — это искусство молодых или умеющих быть молодыми». Эта фраза стала девизом народных артистов Николая и Натальи Завгородних. Нет, они не «молодятся», просто не хотят становиться скучными, и стараются ко всему относиться с юмором. Николай, вообще, заядлый рассказчик анекдотов.
Началась история с того, что дипломный спектакль выпускников московского ГИТИСа увидел художественный руководитель и директор Одесского театра музыкальной комедии Михаил Водяной. Он искал новые лица и голоса для театра. Водяной сразу обратил внимание на самобытность этой пары.
— Мы играли в спектакле «Аршин Мал-алан». Я была в роли Гюльчохры, а Коля был Султанбеком, то есть, Коля — отец, а я — его дочь, — рассказывает Завгородняя. Тогда Михаил Грирорьевич был искренне удивлен, узнав, что мы одногодки и уже женаты.
Вскоре он пригласил молодую семью на работу в Одессу. Но, как оказалось, Завгородние собрались в Свердловск (ныне — Екатеринбург), в известный театр оперетты. Там им пообещали предоставить квартиру через год. Водяной, долго не раздумывая, достал из кармана ключи, положил на стол ректору Рапохину и сказал, там им дадут квартиру через год, а в Одессе сейчас. Ректор и семейство согласились.
— Но квартиру мы все равно получили спустя год, после приезда в Одессу. И до сих пор никто не знает, что это были за ключи. Михаил Григорьевич был необыкновенным, он умел с cумасшедшим обаянием добиваться своего и убеждать людей, — говорит Наталья Ивановна.
По словам Завгородних, Михаил Григорьевич был справедливым руководителем. Молодых артистов он всегда поучал: «Не спеши, куда торопишься? Поучись, еще наиграешься».
— Мы многому у него научились, — продолжает актриса. — Да, у артиста должно быть все в гармонии — и внешние данные, и голос, и дикция. Но, кроме всего, у артиста оперетты должно быть одно «валютное качество», то, чем ты можешь удивить. Допустим, как говорили, у меня — это голос, тембр. У Коли — это нутро актерское, оно ж из него так и прет!
Водяной взял новичков в первую же громкую постановку Эдуарда Митницкого «Скрипач на крыше». Портной Моттл в исполнении Николая Завгороднего и Цейтл в исполнении Натальи сразу запомнились зрителям.
Любовь, длиною в жизнь
Мягкая, спокойная и рассудительная Наталья, и шустрый весельчак Николай познакомились еще на первом курсе ГИТИСа.
— Когда его впервые увидела: чернявый казак с голубыми глазами… — начала рассказ Завгородняя.
— Какими голубыми? — перебил Завгородний. — Никогда у меня не было голубых глаз! У меня — синие глаза!
— Да-да, цвета морской волны, — согласилась, улыбаясь, Наталья Ивановна.
— Почувствовала в нем что-то родное, мой папа тоже брюнет голубоглазый. Сначала стереотип сработал, обратила внимание, — вспоминает Наталья Ивановна. — Но тогда подумала, что этот кубанский казак слишком красив для меня! К тому же он очень выделялся на курсе. Уже тогда было видно — талант!
Николай тоже сразу заметил Наташу Каюкову, с двумя длиннющими косами и румяными щеками. Такая домашняя и в тоже время скромная и гордая. Их чувства проявлялись в заботе.
— В студенческие голодные годы как-то на свадьбе состоятельных однокурсников, Николай запросто намазал огромный кусок батона, ну просто, как Тоня Кислицина в фильме «Девчата». Только на нем было не варенье, а красная икра. Подает мне — и говорит: «Ешь!». Я чуть со стыда не сгорела. Но вдвоем осилили, — cмеется артистка. До сих пор у него идея фикс — чем-то получше и пожирнее меня накормить! Отбиваюсь, как могу, надо же форму держать! Хорошо, есть пес Рокки — его кормит, а еще очень любит угостить коллег салом своего приготовления.
Вообще, Николай красиво ухаживал, постепенно «приручая» девушку и доказывая серьезность намерений. На втором курсе Наташе и Коле досталась пьеса Островского «Женитьба Бальзаминова». Вот тут-то и пробежал импульс. Коля по сюжету объяснялся в любви так страстно и убедительно, что всем стало ясно: на курсе грядет новая свадьба.
Основатели династии
— В наших с Наташей родных семьях артистов и музыкантов не было, мы – первые основатели творческой династии, — говорит Николай Завгородний.
Сыновья Григорий и Иван музыканты. Старший сын Григорий Завгородний работает в Национальном Одесском филармоническом оркестре под руководством Хобарта Эрла и камерном оркестре Одесской филармонии под руководством Игоря Шаврука. Иван после обучения в Лондонской академии музыки победил на конкурсе контрабасистов в Мюнхене. Получил приглашение на работу в Норвегии в симфонический оркестр города Ставангер.
— Двое внуков (сыновья Григория) осваивают скрипку и виолончель в детской музыкальной школе имени Петра Столярского. Сын и недавно родившаяся дочь Ивана, когда подрастут, возможно, да и скорее всего, продолжат нашу династию, — с гордостью говорят артисты Завгородние.
Народные артисты между собой не соперничают и радуются победам друг друга, дома стараются работу не обсуждать. Принимают участие воспитанию внуков, по-прежнему работают. Их герои живут в спектаклях «Планета Оперетта», «Первая любовь Дон Жуана», «Хаджибей, или Любовь к 3000 апельсинов», «Бал в честь короля», «Скрипач на крыше», «Тетка Чарлея», «Граф Воронцов», «В джазе только девушки», «Целуй меня, Кэт!», «Свадьба Кречинского» и многих других
Автор: Алена Швец
Николай и Наташа -гордость Одессы! Новых творческих успехов,здоровья,благополучия на долгие годы! Мы Вас любим!