Одесские перевозчики начали повышать стоимость проезда. Водители мотивируют подорожание ценами на бензин. Пассажиры же отныне пересматривают планы: если есть возможность уменьшить количество поездок, то так и поступают. Что теперь будет с перевозками на областных маршрутах и какой предел стоимости проезда – «Одесская жизнь» узнавала у водителей и транспортников.
У пассажиров выхода нет
В советское время аэропорт «Измаил» называли воздушными воротами Бессарабии. Отсюда отправлялись рейсы по всей Украине. В частности, в Одессу дорога занимала 40 минут. В Болград тоже регулярно летали самолеты. Добраться до Измаила можно было и по морю ― систематически ходили пароход «Белинский» и теплоход «Комета». Теперь же в распоряжении пассажиров — только автобус (на днях проезд вырос со 100 до 125 гривен) и поезд, количество рейсов которого сократили до трех в неделю.
Бухгалтер Татьяна Гречаник ездит из Одессы в Измаил дважды в месяц и новые тарифы серьезно ударят по ее карману.
— Меня новая цена повергла в шок. Не ездить домой я просто не могу ― родителям нужна моя помощь. А расписание поезда мне не подходит. Я понимаю, что водители тоже заложники сегодняшних цен. Но, наверное, в этом случае должно подключиться государство ― компенсировать разницу на топливо, например, — считает Татьяна.
Основной удар от подорожания проезда выпал на долю иногородних студентов. Но даже если они начнут отказываются от регулярных поездок, то перевозчики все равно не ожидают уменьшение пассажиропотока. По их мнению, на места студентов сядут автомобилисты, решившие сэкономить на бензине.
Проезд дорожал и дорожать будет
Водители утверждают, что новые тарифы ― это не блажь и не произвол. Любые изменения в цене согласовываются с областными и районными транспортными ведомствами, а этому предшествует экономическое обоснование. Власть пока неохотно идет навстречу перевозчикам и процесс принятия решений затягивается. Но курс доллара и угроза срыва областных пассажирских перевозок вынуждают тарифы повышать. При этом подорожание проезда не означает улучшение качества перевозок. По словам маршрутчиков, каждое подорожание ― это попытка «догнать» стоимость горюче-смазочных материалов (ГСМ).
В областном Департаменте транспорта заявляют, что тарифы до недавнего скачка были рассчитаны по курсу 11 гривен за доллар и соответствующей цене топлива. Сегодня курс вырос почти в три раза, и перевозчики не могут не отреагировать на это. Однако, как говорят чиновники, подорожание проезда ― мера временная. Как только валютный ажиотаж спадет и цены на ГСМ «откатятся», стоимость проезда снова снизится. Водители не так оптимистичны.
— Ям меньше не становится, — говорит водитель Андрей Игнатьев. — Я уже дважды серьезно ломался на трассе за последние полгода, и то, что зарабатываю за рейс, не всегда покрывает ремонты. Поэтому дорожать проезд будет. А вот дешеветь — точно нет.
Ожидать ли одесситам в этом году новых подорожаний? Прогнозировать это не берутся ни водители, ни чиновники. Однако, если цены на горюче-смазочные материалы снова существенно поднимутся, вопрос стоимости билетов опять окажется на повестке дня.
А что в городе?
Решением Городского совета стоимость проезда в одесских маршрутных такси поднята с 3 до 5 гривен, независимо от расстояния. При этом в ходе митинга, который перевозчики и водители провели 2 марта возле здания мэрии, озвучивались требования повышения тарифов до 10 гривен в виду существенного подорожания горюче-смазочных материалов.
Как подорожал проезд в Одесской области?
- «Одесса-Южный» — 24 гривны (+ 8 гривен).
- «Одесса-Черноморское» — 11 гривен (+ 3 гривны).
- «Одесса-Коминтерновское» — 15 гривен (+ 4 гривны).
- «Одесса-Ильичевск» — 14 гривен (+2 гривны).
- «Одесса-Большая Долина» — 12 гривен (+2).
- «Одесса-Овидиополь» — 18 гривен (+4 гривны)
- «Одесса-Краснознамянка» — 47 гривен (+12 гривен).
- «Одесса-Кучурган» — 30 гривен (+5 гривен).
В ближайшие две-три недели подорожание коснется всех областных маршрутов. Минимальный рост стоимости проезда составит 2 гривны.