Необходимость подолгу стоять в транспорте возмущают многих, ведь независимо от условий проезда плата для всех пассажиров одинаковая. Что и говорить, «болтаться» в салоне, наступая окружающим на ноги и толкаясь, — это не самое большое удовольствие. Особенно если ехать нужно не 15-20 минут, а полтора-два часа, как в случае с поездкой в Затоку. На самом деле стоячие места — это вполне законно, вот только их количество водители склонны превышать. В таком случае о безопасности пассажира речь уже не идет. Зато приходит понимание того, что водитель и компания-перевозчик являются частью одной схемы, в которой пассажир — лишь средство заработка.
Если колени не помещаются
Курортное направление (Грибовка-Затока-Сергеевка) в летнее время всегда перегружено ― это факт. Однако автобусы курсируют каждые 10-15 минут. Значит, в какой бы длинной очереди вы не находились, максимум через полчаса можно занять в автобусе нормальное место. То же обстоит со «стоянием»: не нужно жаловаться на автобус, страну и жизнь, если вы по доброй воле вошли в заполненную маршрутку.
Главный редактор газеты «Дорожный контроль. Одесса» Алексей Булгару считает, что перегрузы маршруток ― это палка о двух концах.
— Водителю, исходя из налогообложения, стоимости деталей, амортизации материала, не выгодно перевозить рассчитанное для его транспортного средства количество людей. — поясняет общественник. — Но водитель должен заработать, вот и происходит переполнение. Однако с точки зрения закона, он, безусловно, виноват.
Способов увеличить количество посадочных мест в автобусе немало, но далеко не все из них законны. Буквально «резиновым» порой становится последний ряд сидений. Не забывайте также про места возле водителя: в городских маршрутках на них пускают не всегда, а вот пригородные ― другое дело. Первым звоночком к тому, что маршрутка переоборудована не по правилам, является то, что при среднем росте ваши колени упираются в спинку следующего сиденья.
«Хотите стоять — стойте»
Чтобы на своей шкуре прочувствовать всю «прелесть» курортного маршрута, отправляюсь на автостанцию «Привокзальная».
В утренние часы-пик в ожидании маршрукток №560 и №565(до Затоки) в среднем собирается от 15 до 25 человек. Автобусы отправляются с интервалом в 10 минут. На мой вопрос «Можно ли ехать стоя до Затоки?» водители отвечают по-разному:
Нет.
Зачем? Сейчас еще один будет.
Хотите стоять — стойте.
В обед очереди на остановке нет совсем, маршрутки отходят с одним-двумя свободными местами, по пути никого не подбирают, потому что некого. Билеты водитель не выдает, а на мою просьбу отвечает, что может выдать вчерашний. Настояв на «сегодняшнем», по прибытии я получаю чужой билет. Так что если вы хотите получить нормальный билет, вам стоит купить его в кассе автовокзала.
Обратная дорога оказывается сложнее: в Затоку автобусы приходят уже заполненные. С третьего раза удается сесть, но люди продолжают загружаться до самого моста. Дальше водитель по пути уже просто не останавливается: возле двери возвышается гора чемоданов, которые во время пути перекатываются, падают и всячески мешают пассажирам и водителю. На переезде автобус пропускает электричку, следующую тем же маршрутом. Судя по всему, там свободных мест хватает.
Выхода нет?
— Главная проблема наших перевозчиков ― это коррупция на всех уровнях, начиная с милиции, заканчивая судами, ― констатирует председатель Профессионального союза транспортников Валерий Кузнецов.
В Одессе, по его словам, нет ни одной компании-перевозчика, на которую бы не поступали жалобы, которая бы не нарушала украинское законодательство. Но эта борьба ― игра в одни ворота. Водители, выступающие за нормировку рабочего дня, делают это неофициально. Анонимные же заявления не имеют никакой юридической силы. Максимум, на что они способны повлиять, ― это организация нескольких проверок на предприятии, результаты которых, в свою очередь, будут куплены. Подтверждает это и Анатолий Витковский, заместитель председателя правления Одесской областной организации работодателей-транспортников:
— Водители сами заинтересованы в увеличении рабочего дня, ведь это их заработок. Если бы они ездили исключительно согласно нормам законодательства, то получали бы копейки, — заявляет он.
Выход, говорят общественники, есть. И это, как ни странно, жалобы. Чем их больше, тем больше шансов заставить всех выполнять Закон.
Как и куда жаловаться?
Помните, что без проездного билета никакие ваши аргументы и жалобы учтены не будут. «Заменой» билета могут стать только подписи двух свидетелей того, что водитель отказался выдать вам билет.
Заявление с жалобой стоит подать в Государственную инспекцию Украины по безопасности на наземном транспорте, приложить к нему билет и информацию о правонарушении. Адрес инспекции: 01135, Киев-135, проспект Победы, 14, тел. (044) 351-44-01
Проконсультировать по правовым вопросам автоперевозок могут здесь:
Одесская областная организация работодателей-транспортников: г. Одесса, ул. Транспортная, 7-ж, тел. (0482) 33-39-41, 33-39-42;
Профессиональный союз транспортников: г. Одесса, Куликово Поле, 1, офис 403, тел. (048) 795-61-94.
Стоимость проезда:
— на автобусе — 30 грн.;
— на электричке — 11-13 грн.;
— на такси — 400 грн.
От автостанции «Привокзальная» автобусы курсируют с 5.00 до 21.35.
Электричка Одесса-Белгород-Днестровский:
— из Одессы: в 6.51, 8.40, 12.11, 14.12 и 17.46;
— из Затоки: в 5.50, 10.02, 14.40, 17.27 и 19.48.
Как уберечь себя от травм в автобусе?
Не входить в переполненный транспорт.
Оценить состояние покрышек (лысая резина повышает риск создания аварийной ситуации).
Держаться за поручни.
Избегать места возле водителя (это одно из самых травмоопасных мест в автобусе).