В этом уверен британский режиссер, сценарист и продюсер Питер Веббер. В этом году он возглавлял жюри международной конкурсной программы на Одесском кинофестивале. На творческой встрече с поклонниками он назвал несколько признаков того, что кино шаг за шагом уходит на второй план и вскоре перестанет быть главенствующим видом искусства.
Исчезает пленка
Мне жалко признавать, но пленка при высокобюджетном кинопроизводстве исчезает. Ее заменяет цифра. С одной стороны, нет разницы, чем именно вы снимаете. Главное, чтобы было эстетическое качество фильма, поэтому нужно просто снимать. С другой стороны, здесь есть одна особенность: если цифра просто копирует реальность, то пленка ее интерпретирует. И тогда кино воспринимается по-другому.
Конечно, цифровые камеры дешевые, ими легко пользоваться. Например, для документальных фильмов это – отличный инструмент. И все же я пытаюсь использовать пленку, а не цифру. Последний свой фильм «Император» я все-таки снял на пленке. Я смог убедить продюсера, что нужно сделать именно так.
Еще буквально несколько лет назад все фильмы показывали на пленке. А сейчас я был бы очень удивлен, если бы узнал, что здесь, на этом кинофестивале, вообще хоть где-то используется пленка. Квентин Тарантино не рад такой тенденции. В прошлом году он поругался с Каннским фестивалем. Он сказал, что цифровой показ – это смерть кино.
Но я надеюсь, что мы просто переживаем романтический период, мы увлечены цифрой. Это поколение зрителей, конечно, безнадежно. Но следующие поколения будут требовать не цифровых спецэффектов, а реального кино.
Исчезает качественная критика
По крайне мере у нас, в Великобритании, настоящих критиков практически нет. Есть рецензенты. Это как консультанты для потребителей: они говорят зрителю, стоит идти на этот фильм или нет. Они говорят, что вот этому фильму поставили бы три звездочки из пяти. Но при этом они не делают серьезную критику, не стараются разобраться в сути. Это не серьезно. Это как фаст-фуд вместо хорошей пищи. Чтобы быть хорошим критиком, нужно знать историю кино, а сейчас таких людей мало.
Расцвет компьютерных игр
Я сам играю в компьютерные игры и могу сказать, что сейчас их сюжеты так же интересны, как сюжеты фильмов. Но только в игре вы еще можете участвовать. Это привлекает людей.
Поэтому, возможно, кино вскоре станет интересом меньшинства. Так произошло в свое время с оперой или джазом.