Новости Одессы и Одесской области

И море, и Одесса, и любовь

И море, и Одесса, и любовь

Бунин и ПащенкоОна была богиней, ее мачеха – богемой, отец – бывшим народовольцем, ныне успешным издателем, а он – всего лишь начинающим писателем, известным пока только в узких литературных кругах. Однако ничего из этого не могло помешать внезапно вспыхнувшей любви, похожей на амок, случившийся с ним в один из жарких июльских, совсем еще не окаянных, а наполненных радостью дней в разнежившейся летней Одессе. За влюбленностью последовал брак, такой же скоропалительный и странный. В своей жизни он был женат трижды, венчан – только один раз, с ней, юной красавицей восемнадцати лет, дочерью состоятельного одесского грека, Анной Николаевной Цакни.

Солнечный удар

Иван Алексеевич Бунин, потомок древнего дворянского рода из литовцев с отцовской стороны и не менее славной фамилии Чубаровых с материнской. Детские годы провел он на хуторе Бутырки Орловской губернии, в родовом имении, а потом в деревне Озерки, в тишине и покое сельской незамысловатой жизни. Там же получил и образование, которым охотно занялся его старший брат Юлий, сосланный в деревню за политические убеждения.

Первая любовь настигла Бунина в 15 лет. Героиней юношеских мечтаний стала некая Эмилия Фехнер, служившая гувернанткой в семье Отто Туббе. Вскоре любовный морок развеялся как дым и утренний туман. Но память о первых чувствах осталась в его душе навсегда и немало послужила потом творчеству.

Впрочем, если проследить за судьбой писателя, то окажется, что любовные неудачи и личные трагедии странным образом соседствовали в ней со взлетами в писательском ремесле.

Еще один столь же неожиданный вихрь чувств подхватил и закружил его в 19 лет. В то время молодой Бунин часто переезжал с места на место, пытаясь найти работу то в Орле, то в Полтаве, то в Харькове, то в Москве – отец, увлекавшийся картами и вином, давно уже промотал и родовой капитал, и наследство матери, так что заботиться о себе приходилось самому. Библиотекарь, корректор, журналист, и вот уже – помощник редактора в газете «Орловский вестник», где он имел возможность Кузнецовапечатать не только статьи, но и литературные произведения.

Варенька Пащенко, дочь елецкого врача, в той газете была корректором.

«Вышла к чаю утром девица высокая, с очень красивыми чертами лица, в пенсне, в цветисто расшитом русском костюме» – писал он о ней брату Юлию.

Любовь между молодыми людьми запылала, как валежник. Но родители были категорически против их союза. Бунин хоть и из дворян, но гол, как сокол, и никак особых доходов в будущем не предвиделось, поскольку неверную стезю литератора бросать он ради невесты не собирался. В 1891г. молодые поженились, но венчаться без благословения семьи не решились. Жили скудно, скитались по стране в поисках заработка. Характер у мужа был трудным, неуступчивым, требовательным – у нее не мягче. Так и вышло, что через несколько лет брак начал трещать по швам. В 1894 г. Варенька тайно сбежала к его приятелю, человеку обеспеченному, Арсену Бибикову. Оставила записку: «Ваня, прощай. Не поминай лихом».

«Насилу выбрался на улицу, потому что совсем зашумело в ушах и голова похолодела, и почти бегом бегал часа три по Ельцу около дома Бибикова, расспрашивал про Бибикова, женился ли «Да, говорят, на Пащенки…» — жаловался он в письме старшему брату.

Удар был страшный. Как дальше жить – непонятно.

А в 1895 был напечатан рассказ «На край света», очень доброжелательно принятый критикой. На основе его будет написана пятая часть «Жизни Арсеньева» — «Лика».

Легкое дыхание

В том же году 25-летний Бунин знакомится в Москве с одесским литератором А.М.Федоровым и по его приглашению приезжает в Одессу. Вот он, поворотМуромцева судьбы, который приведет его к знакомству с Анечкой Цакни. А пока Бунин живет на даче у Федоров в Люстдорфе, отдыхает, наслаждается морем, пишет стихи, рассказы.

Лето 1989 г. застало его там же. Вскоре состоялось знакомство с известной в Одессе четой Цакни, издателем «Южного обозрения» Николаем Петровичем и его очаровательной женой Элеонорой Павловной. Николай Петрович рассказывал о своей народовольческой юности, о жизни в Париже, которая далеко не всегда была сытой и благополучной. Его первая жена умерла от туберкулеза, оставив ему дочь Анечку. Элеонора Павловна с не меньшим удовольствием вспоминала свое парижское прошлое, театры, и богемное общество, и уроки вокала у незабвенной Полины Виардо. Она делала авансы 28-летнему Ивану Алексеевичу, будто стряхнув с себя десяток лет.

Цакни, как водится, пригласили Бунина с Федоровым к себе на дачу, на 7-ю станцию Большого Фонтана. Через несколько дней состоялся ответный визит, вот тогда и случилось то, что сам Бунин потом назовет «солнечным ударом».

Он увидел ее в обрамлении пышного южного сада – она показалось ему видением, сошедшим с греческих фресок. Так совершенна была ее красота, так притягательна молодость, непосредственность, живость манер и ума. Дочь издателя Цакни, Анна Николаевна, 18 лет от роду, влюбилась в него так же стремительно и безоглядно.

Рассказывают, будто Бунин попросил у Николая Петровича руки его дочери, когда они ехали на паровичке, ходившем в те времена по Фонтану.

Демократично настроенный Николай Петрович отослал его спрашивать разрешения у дочери. Анечка, конечно, не возражала. Эля, Элеонора Павловна, как он вспоминал потом, его «до неприличия возненавидела».

Впрочем, это не помешало ей настоять на венчании, оплатить обряд, подвенечное платье, карету.

Бунин обвенчался с Анечкой 23 сентября 1898 г в Сретенской церкви на Новом базаре. Молодые поселились у Цакни, на ул. Херсонской, 44, во флигеле.

Темные аллеи

Увы, брак не продлился долго. Иван Алексеевич жаловался на непонимание, молодая жена – на черствость и сухость его характера. В августе 1900 г. Анечка родила сына Николая, но еще в марте Иван оставил ее, уехал из Одессы.

ЦакниТак случилось, что в пятилетнем возрасте, переболев скарлатиной, единственный ребенок Бунина умер. На пороге стояла первая русская революция. Впереди был многолетний брак с Верочкой Муромцевой, и роман 56 летнего писателя с Галиной Кузнецовой, которую он, не умея расстаться ни с одной из них, поселил на своей вилле «Бельведер», на юге Франции, в Грассе. Потом в доме появился безнадежно влюбленный в Веру Николаевну молодой писатель Леонид Зуров, и тоже остался надолго. А еще позже – Галина с Маргой Степун, женщиной, к которой она ушла от Бунина.

«Я думал, придет какой-нибудь хлыщ со стеклянным пробором в волосах. А ее увела у меня баба» — писал он, разъяренный, оскорбленный, растерянный.

Выход был только в одном – творчестве. И он запирался у себя в комнате, отгородившись от внешнего мира, и писал, ожесточенный, исступленный. Именно тогда сделаны 38 новелл, составившие сборник «Тёмные аллеи».

Обо всем этом клубке страстей, обид и снисхождений замечательно рассказано в фильме Алексея Учителя «Дневник его жены», основанном на записках Веры Муромцевой.

Бунин прожил долгую жизнь, умер в Париже, в 1953 г., в возрасте 83лет. По воспоминаниям Муромцевой, в старости он часто смотрел на фотографию сына Коли, плакал, тихо о чем-то с ним разговаривал.

Анна Николаевна Цакни, через время, которое, как известно, лечит все, вторично вышла замуж за Александра Михайловича Дерибаса, правнука Феликса Дерибаса, итальянского консула в Одессе, родного брата знаменитого строителя нашего города, Иосифа Дерибаса.

Александр Дерибас был директором научной библиотеки, вращался в среде интеллектуальной элиты города. Под его авторством в 1913г. вышла известная книга «Старая Одесса».

В страшный 1937 год был арестован и расстрелян сын Дерибаса от первого брака. Александр Михайлович не смог этого пережить, умер от горя. Анне Николаевне оставили одну комнату, отдав остальную площадь бывшей директорской двухэтажной квартиры в распоряжение администрации библиотеки.

«Но мне всегда казалось, что Анна Николаевна живёт отдельно от вещей, окружающих её, что они и не нужны ей вовсе. Я помню её либо сидящей за столом под оранжевым абажуром, либо в кресле у окна с книгой в руках» — рассказывает в книге «Тень времени» Галина Пендаховская, которой посчастливилось встречаться с уже пожилой Анной Цакни.

Анна Цакни-Бунина-Дерибас окончила свой земной путь в 84 года в одиночестве в доме для престарелых.

Елена Антонова


Выскажите ваше мнение. Это важно.
Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Тамара
Тамара
8 лет назад

Уважаемая Елена, в предложении «Лето 1989 г. застало его там же» два опечатки. Год 1898.

Еще по теме
Все новости

купить квартиру в Одессе

Выбор редакции