Блага цивилизации превратили нашу жизнь в борьбу за них. Одно из таких благ — электричество. Действительно, наша жизнь сплошное электричество: с напряжением — встаем, с сопротивлением — идем на работу, весь день — искрим, а возвращаемся домой — вырубаемся. Об электричестве наш земляк Михаил Жванецкий остроумно и грустно заметил, что «выключили электричество, и в городе воцарилась полная тишина: оказывается, звуки исходят не от людей — они уже давно-давно молчат».
У каждого из одесситов имеется своя личная история связанная с проблемами электричества. Среди этих историй — скачки напряжения в электросети, за которыми, словно по команде, выходят из строя все имеющиеся в домах телевизоры, холодильники, компьютеры, видеомагнитофоны, стиральные машины, электрочайники, хлебопечки и прочие бытовые помощники.
Коварное заземление
Существует единственный режим, при котором техника может быть повреждена скачком напряжения. В трансформаторе на электрической подстанции, обслуживающей дом, существует три «фазы», по которым в дома идет напряжение. Четвертая фаза — «ноль» — отвечает за заземление. В случае обрыва кабеля заземления, в квартиру может прийти ток мощностью до 380 вольт. Именно в таких случаях может сгореть бытовая техника, особенно — импортная.
Для таких ситуаций существует отработанный правовой механизм. В каждом случае создается комиссия, куда входят представители инспекции энергосбыта, инспекции Укрэнергонадзора, РЭСа и ЖЭКа. Проводится расследование причин, и если признана вина облэнерго, то жильцы имеют все основания получить компенсацию за сгоревшую технику.
Но граница ответственности РЭСа, как говорят энергетики, «проходит по наконечникам в щитовой дома». Все, что происходит от щитовой дома и до квартиры, находится в компетенции ЖЭКа. А это значит, что в случае, если обрыв «ноля» произошел, к примеру, в стояке дома, то выяснять отношения или судиться предстоит уже не с РЭСом, а с ЖЭКом. Кстати, многие «находчивые» жильцы пытаются получить компенсацию за технику, сломавшуюся по другой причине. Но этот «хитрый номер» обычно не проходит — установить настоящую причину поломки для специалиста не составляет труда.
Естественно, что людей волнует вопрос о возмещении стоимости нанесенного ущерба. Куда обращаться, что необходимо сделать в первую очередь после того как разбушевавшееся электричество успокоится? Кто является виновником возникшей аварийной ситуации?
Невидимая угроза
Давайте разберемся, чем грозят скачки напряжения? При скачке напряжения происходит повышение либо понижение напряжения переменного тока в электрической сети. В соответствии с действующими нормативными актами напряжение в сети должно быть постоянным и составлять 220 Вольт (± 10%). В случае понижения напряжения самое неприятное, что может произойти с бытовой техникой, — это то, что она либо не включится вовсе, либо будет работать не на полную мощность. Если же напряжение увеличится, то последствия могут быть достаточно плачевными.
При резком повышении напряжения в электрической сети вы рискуете своей жизнью и здоровьем, а также сохранностью имущества. Во-первых, повышается риск поражения человека и домашних животных электрическим током. При повышении напряжения могут оплавляться штепсельные розетки, вилки, провода бытовой техники, и становится возможен так называемый «пробой» на корпус бытовых приборов, не оснащенных защитным заземлением. Во всех указанных случаях причина поражения одинакова — оголение защитной изоляции проводов.
Второй по значимости риск при повышении напряжения в электросети — это риск повреждения или уничтожения имущества. При этом повреждения могут быть как минимальными (перегорят предохранители бытовой техники), так и весьма существенными (например, произойдет пожар из-за замыкания оплавленной электропроводки).
В соответствии с Гражданским кодексом Украины основанием для возмещения материального и морального ущерба является наличие вины лица, которое причинило ущерб. В описываемых случаях ответственность за причиненный ущерб будет нести организация, поставляющая электроэнергию на основании соответствующего договора.
Элекрическое сопротивление
Случаев, когда энергоснабжающие организации возместили стоимость вышедших из строя электроприборов, не будем скрывать, очень мало. Как правило, энергетики в ходе судебных заседаний приводят аргументы, свидетельствующие о том, что у потребителей нет необходимых доказательства о том, что выход из строя бытовой техники произошел именно из-за скачка напряжения в сети.
Запаситесь терпением и помните: чем больше у вас будет документов, доказывающих факт выхода из строя бытовых приборов из-за перепада в напряжении, тем больше ваши шансы получить денежную компенсацию.
В первые минуты после того, как в вашей квартире произошло чрезвычайное электроприсшествие, вызывайте с помощью диспетчера дежурного электрика ЖЭКа — этот вызов должен быть зафиксирован в журнале. После устранения неисправности в этом же журнале электрики должны в обязательном порядке сделать запись о факте сбоя в электросети и своих действиях по его устранению. Если из-за скачка напряжения техника сгорела только у вас, не затронув соседей, электрика вызвать необходимо — факт причинения ущерба нужно зафиксировать.
Настаивайте, чтобы сотрудник аварийной службы составил официальный акт о том, что произошел сбой, указал его причину и отдал один экземпляр пострадавшим жильцам. Как правило, свои обвинительные приговоры аварийщики подписывать не торопятся, но настаивайте на этом. Если же подпись аварийщиков на акте получить не удалось, сделайте на нем запись «от подписи отказался» и заверьте ее двумя подписями свидетелей-соседей.
После этого обращайтесь в городские или районные электрические сети. На подстанциях установлено специальное оборудование, которое фиксирует малейший скачок в сети электропередач. Вам обязаны выдать подтверждающий документ, если такой сбой действительно имел место.
Победит настойчивый
Найдите виновника! Если отгорел нулевой провод в щитовой дома, виноват ЖЭК, а если, например, копали траншею и задели кабель, то виновата организация, которая вела работы.
Отправляйте официальное письмо в жилкомсервис или электроснабжающую организацию с требованием возместить ущерб (по закону должны ответить в течение одного месяца).
Если дело дойдет до суда, то потребуется независимая экспертиза. В Одессе, кроме сертифицированных Минюстом специалистов, которых можно найти через Интернет или в газетах объявлений, подобную оценку ущерба может сделать Бюро судебно-медицинской экспертизы. Кстати, сделать экспертизу можно в ходе судебных разбирательств, но тогда ремонтировать технику до того времени не стоит. Если же вы все-таки решите обратиться в сервисный центр для ремонта сгоревшей техники, то обязательно сохраните все чеки и попросите заключение от мастера о причинах поломки.
В случае отказа виновников аварии возместить ущерб готовьте исковое заявление в суд и приложите к нему свою претензию в организацию, ставшую причиной аварии, ответ этой организации, заключения специалистов и экспертов, чеки, акты и прочие документы, имеющие отношение к делу.
Основанием для подачи иска в суд будет предоставление некачественного электроснабжения, за которое вы вносите ежемесячную плату. Согласно Закону «О защите прав потребителей», электроснабжение — это услуга. А за предоставление некачественной услуги продавец несет имущественную ответственность. Кроме того, суду понадобятся свидетели — для этого надо заручиться поддержкой соседей, чтобы те подтвердили факт скачка напряжения.
Игра по правилам
Проблема «скачков напряжения», которые приводят к выходу из строя бытовой техники существует с тех пор, как человечество стало пользоваться электричеством. Действующие в Украине «Правила пользования электрической энергией для населения» четко определили взаимоотношения поставщиков электроэнергии и ее потребителей. К коммунально-бытовым потребностям населения отнесены:
-
расходы электроэнергии на бытовое освещение;
-
отопление;
-
приготовление еды;
-
не связанная с получением доходов работа электрических бытовых устройств (стиральных машин, холодильников), личной компьютерной и оргтехники;
-
санитарно-гигиенические и культурные потребности.
Это значит, что использование электроэнергии должно осуществляться только по вышеперечисленным направлениям, которые зафиксированы в договоре.
В договоре, который подписывает РЭС и потребитель электроэнергии, определяется количество киловатт-часов электроэнергии, которое будет предоставлено потребителю в течение года. Речь идет о так называемом лимите электроэнергии. Лимит — не диктат над потребителем со стороны «Одессаоблэнерго», а стремление обеспечить бесперебойную подачу электроэнергии, так сказать, предполагаемые плановые расходы. Поставщики электроэнергии покупают электричество на энергорынке и должны знать потребности населения в своем товаре — это рыночная аксиома.
Конечно, по договору потребитель электроэнергии имеет право на выбор поставщика электроэнергии, но этот пункт сегодня реально невыполним: кроме «Одессаоблэнерго» доставить к нам, потребителям, электроэнергию ни одно другое предприятие не имеет возможности.
Абсолютно у всех потребителей электроэнергии в Одессе сегодня имеются договоры, подписанные с поставщиками электроэнергии. Но кто, скажите честно, хотя бы раз до конца внимательно прочитал этот документ, изучил приложения к нему?.. А между тем, именно в этом договоре и надо в первую очередь искать ответ, кто ответит за испорченную бытовую технику из-за скачка напряжения. Именно в этом договоре четко написано, что потребитель имеет право на возмещение убытков, причиненных вследствие нарушения его прав, а поставщики электроэнергии несут ответственность за вред, причиненный потребителю или его имуществу, в размере и порядке, определенном законодательством.
Как возместить ущерб?
ШАГ 1. В первую очередь отключите защитные предохранители (пакетники) в электрощитке на вашей лестничной площадке.
ШАГ 2. После этого необходимо позвонить в диспетчерскую энергоснабжающей компании и сообщить о происшествии. Узнайте у диспетчера его фамилию, имя и отчество, а также номер вашей заявки (сообщения) и требуйте направления к вам специалиста для выяснения причин произошедшего. По факту для выяснения причин должна быть создана комиссия и составлен акт. Чтобы контролировать ситуацию советуем дополнительно составить письменное обращение в обслуживающую организацию от имени и с подписями пострадавших.
ШАГ 3. Проследите, чтобы в работе комиссии участвовали представители пострадавших (члены домкома или сами пострадавшие жильцы). Постарайтесь привлечь для контроля действий комиссии стороннего специалиста по электротехнике.
ШАГ 4. Принимайте активное участие в работе комиссии, контролируйте действие представителей энергопоставщика. Получите копию акта, составленного комиссией, в котором будет указано, чем были вызваны скачки напряжения (работой энергетиков, вмешательством ЖЭКа, интернет- и теле-провайдеров или соседей). Этот акт может послужить основанием не только для составления требования о возмещении материального ущерба, но и для возможного обращения в суд.
ШАГ 5. Параллельно проведите товароведческую экспертизу. Эксперта, предлагающего подобные услуги и имеющего соответствующее свидетельство Минюста, можно найти, к примеру, через Интернет. Получите экспертное заключение о причинах выхода из строя техники, стоимости ремонта и стоимости техники. Для указания стоимости пострадавшего имущества неоценимую помощь могут оказать сохранившиеся чеки и квитанции о покупке.
ШАГ 6. При предъявлении требований о возмещении ущерба (к виновнику происшествия — на основании составленного акта) укажите все обстоятельства произошедшего, а также конкретно обозначьте то, чего вы хотите от виновного лица. Укажите в заявлении в виде перечня все пострадавшее имущество и приложите экспертное заключение (см. ШАГ 6). Помните: чем грамотнее и правильнее вы составите требование, тем больше шансы на его удовлетворение.
ШАГ 7. Передайте претензию и подготовленные документы в организацию, по вине которой пострадало ваше имущество. Письменно зарегистрируйте факт передачи претензии. Претензия должна быть рассмотрена в течение одного месяца с момента ее передачи. Если в результате ущерб не возмещен или не предоставлено подтверждение о сроках и объемах компенсации, то…
ШАГ 8. С собранными документами (актом комиссии и заключением экспертизы) и с исковым заявлением обращайтесь в суд.
СОВЕТ: воспользуйтесь услугами юриста, который от вашего имени подготовит иск и обратится с ним в суд. В случае успешного рассмотрения дела, ответчик должен будет возместить не только ущерб от скачка напряжения, но и затраты пострадавших на проведение экспертизы и услуги юриста.
Важно! Если причиной скачка напряжения послужили действия ваших соседей, то попытайтесь решить вопрос о компенсации, как говорится, по-соседски. В случае отказа — см. ШАГ 8.
Куда можно жаловаться?
-
Одессаоблэнерго, ОАО
ул. Промышленная, 28-б; тел.: (048) 705-20-59, 705-20-00.
-
Южный РЭС
ул. Ильфа и Петрова, 18/б; тел.: (048) 705-27-75, 705-27-59.
-
Центральный РЭС
ул. Краснова, 2-а; тел.: (048) 714-41-44, 705-26-59.
-
Северный РЭС
ул. Николаевская дорога, 237; тел.: (048) 705-14-23.
-
Энергосбыт Южного РЭС
ул. Транспортная, 3; тел.: (048) 705-24-25, 705-25-15.
-
Энергосбыт Центрального РЭС
ул. Малая Арнаутская, 88; тел.: (048) 705-23-88, 705-23-89.
-
Энергосбыт Северного РЭС
проспект Добровольского, 131; тел.: (048) 717-28-59.
7 правил экономии электроэнергии
Количество бытовой техники, находящейся в наших домах, увеличивается с каждым годом. Нам трудно представить себе жизнь без ставших уже привычными вещей. Все они требуют немалого количества электроэнергии. И с каждым годом все больше и больше. Сократить потребление энергии можно при ее разумном использовании, соблюдая несколько простых правил:
1. Не оставлять технику в режиме ожидания.
2. Полностью загружать стиральную и посудомоечную машины.
3. Отключать нагретый бойлер от сети.
4. Использовать тепловую инерцию в работе холодильника, загружая его полностью продуктами.
5. Ставить блюда в холодную электродуховку, не разогревая ее.
6. Использовать многоуровневое освещение.
7. Выключать из сети все, что можно выключить.
Кстати, последнее правило сможет обезопасить, пусть и на время, ваши электроприборы от скачков напряжения.
Оставлю без комментаринв уроветь электротехнической граммотности автора, но «ток мощностью 380 вольт»- это улыбнуло. В остальном он прав, но забыл одну простую вещь. Элементарно просто купить реле напряжения, которое защитит всю технику как от пониженного, так и повышенного напряжения. Устанавливается сразу после вводного (общего) автомата (или предохранителей).Обычно для квартиры хватает на ток 40 ампер. Пределы напряжения обычно ставят 190 и 240 вольт, таймер не менее 90 секунд (важно для холодильников и кондиционеров).Стоит такое устройство около 200-220 грн. И все!
Ага и нагрев проводов и оплавление изоляции от повышенного напряжения-перл еще тот.
Четвертая фаза — «ноль» — отвечает за заземление. «Ноль» — это ноль, а «земля» — это земля. «Ноль» не отвечает за заземление. Автор, очевидно, путает «Заземление» и «зануление». Это разные вещи.
Я в электричестве полный лузер но вот то что очень уважаемый мною автор пишет полную чушь это удивительно.Такое впечетление что он с Марса прилетел.У какой компании у нас можно получить компенсацию? С их деньгами и юристами и нашими *неподкупными* судами. Да и фраза *запастись терпением* а люди работают у них семьи дети и вообще годами оббивать пороги и с нашей системой все равно окажешься *сам дурак*.