В этом году исполнилось 75 лет со дня рождения известного музыканта, одессита Анатолия Шевченко. Увы, этого виртуоза гитары уже нет в живых. Он умер в 2012 году. Однако его жена, друзья, коллеги, ученики и поклонники творчества хранят о нем память и организовывают в честь него концерты по всей Украине. Недавно один из таких концертов с успехом прошел в Одессе.
Он разгадал древние ноты
Почитатели творчества Анатолия Шевченко называли его волшебником гитары. За свою творческую жизнь Шевченко написал огромное количество произведений для гитары, симфонические поэмы и кантаты, вокальные циклы и концерты для гитары с оркестром, сонаты, сюиты и отдельные пьесы. Он известен, прежде всего, как исследователь фламенко и античной музыки.
— Анатолий Антонович не только первым на всем постсоветском пространстве начал играть фламенко и первым вывел фламенко на нашу профессиональную сцену, — вспоминает жена Анатолия Шевченко, музыкант Наталья Шевченко. — Пожалуй, он был единственным, кто играл чистое фламенко, без всяких примесей. Это были яркие, сочные формы, которые пришли с родины фламенко — Андалусии. Параллельно искал истоки фламенко, занимался не только практикой, но и теорией этой культуры. В 1976 году он написал эссе «Неукротимые игры фламенко», в котором он скрупулезно анализировал и классифицировал фламенко как явление.
Особое место в творчестве Шевченко занимала античная музыка. Он считал, что этой музыке «есть, что сказать», что она должна быть услышана. По мнению Натальи Шевченко, сегодня теоретические исследования античной музыки ведутся, но их нельзя назвать глубокими.
— Античной музыкой занимаются люди не играющие, поэтому это какие-то эфемерные изыскания. Например, немцы расшифровывали записи античной музыки, но пытались сделать это в русле европейского музицирования (это когда музыка повторяется нота в ноту), — объясняет Наталья Викторовна. — На самом же деле эта музыка больше похожа на восточное музицирование, когда есть импровизация, но в строго заданных канонах. Те же самые принципы есть и во фламенко. И поскольку Анатолий Антонович пришел к античности именно со стороны фламенко, то он понял, как она должна звучать, нашел ключ к ней. Более того, он расшифровал два самых древних образца античной музыки. А первым, кто расшифровал античный отрывок, был Винченцо Галилей, отец Галилео Галилея. Впоследствии этим серьезно занимались немецкие исследователи…
Знания и опыт успел передать ученику
Вспоминая учителя, Дмитрий на свою жизнь смотрит с философской точки зрения:
— Я не могу сказать, что он был строгим, или чересчур каким-то требовательным. Он был учителем, главным учителем в моей жизни. Потом я еще учился в Одесской консерватории, пытался поступить в Штутгартскую высшую школу музыки и театра. Но, наверное, даже и хорошо, что я остался здесь, — считает Дмитрий Печкин. — Потому что мне не удалось встретить такого педагога, который смог бы дать то, что нужно именно мне. После Анатолия Антоновича мне было уже ничего не интересно, разве только продолжать то, что зародил во мне маэстро.
Обе гитары, на которых играл мастер фламенко, перешли его ученику Дмитрию Печкину.
— Отношение к инструменту Анатолий Антонович прививал мне своим примером, во время концертов, во время занятий, — говорит Дмирий. — Этот трепет, уважение и почтение передались мне. Помню, с каким трепетом я ждал, когда Анатолий Антонович передаст мне его первую гитару… Это очень дорогого стоит. Второй его инструмент мне передала уже Наталья Викторовна. Нельзя сказать, что одна гитара лучше другой. Также как и людей, инструменты сравнивать нельзя — у каждого из них свой характер, свое звучание. Одна и та же музыка на разных инструментах звучит по-разному.
На всех концертах, посвященных памяти Анатолия Шевченко, Дмитрий неизменно выступает с инструментом своего учителя.
— У Анатолия Шевченко была одна удивительная черта — своего рода прививка от музыкального «фаст-фуда». Примитивной музыкой он своих зрителей не потчевал. Я надеюсь, что это все перейдет к Диме, — надеется Наталья Шевченко. — На сегодняшний день он — единственный, кто может адекватно исполнить то, что написано Анатолием Антоновичем.
Планируется, что в течение нынешнего года концерты, посвященные Анатолию Шевченко, состоятся в Киеве, Днепропетровске, Ужгороде, Виннице. В Одессе концерты пройдут в двух форматах — «Украина в творчестве Мастера» и «Лоркада».
Познакомьтесь с маэстро поближе
Вот лишь некоторые факты, говорящие о вкладе Анатолия Шевченко в развитие музыки.
-
Провел множество концертных программ, посвященных разным стилям, эпохам и традициям (древнегреческая кифаристика, музыка испанских гитаристов, лютневая музыка Англии, Франции, Италии, Польши, барокко, классицизм, современный авангард, музыка фламенко).
-
Автор книг по истории искусства фламенко (в частности, книги «Гитара фламенко: Мелодии и ритмы», изд-во «Музична Україна», 1988).
-
Много лет посвятил испанской культуре. К столетию со дня рождения испанского поэта Федерико Гарсиа Лорки подготовил авторскую программу «Лоркада».
-
Его статья о фламенко опубликована в польской энциклопедии гитары.
-
Музыка Анатолия Шевченко входит в репертуар многих известных исполнителей, включена в программы музыкальных учебных заведений. Его произведения издавались не только в Украине и России, но и в Польше, Германии, США.