Одним из ожидаемых фильмов IV Одесского кинофестиваля стала новая работа одесского режиссера Киры Муратовой «Вечное возвращение». В ленте снялись многие известные личности нашего города – Георгий Делиев, Наталья Бузько, Ута Кильтер. А также знаменитые российские актеры – Рената Литвинова, Олег Табаков, Сергей Маковецкий, Алла Демидова. Фильм во многом отходит от традиций киноискусства и поэтому вызвал у зрителей неоднозначные эмоции. А вот что думает о своем детище сама Кира Муратова.
Я люблю этот фильм. Я очень им довольна. В нем очень необычная конструкция. Содержание и форма настолько в нем слились, что их разорвать невозможно. Здесь снимаются мои любимые актеры. Хотя и не все — нет, например, моей любой актрисы Нины Руслановой.
Мне надоели стереотипные построения сюжетные. Например, Паша любит Машу, Маша любит Сашу, Саша смотрит в пространство, а в конце фильма все пристроены. А если кто-то не пристроен, значит, он спрыгнет со скалы или попадет под автомобиль, или застрелится ненароком. Я ничего против таких сюжетов не имею, иногда такое кино даже хорошо делают. Но хочется и чего-то другого.
Это похоже на Казимира Малевича. У него есть «Черный квадрат». Если бы для него это было начало карьеры как художника, то его бы растоптали. Но Малевич тогда был человек уже достаточно знаком публике. Я считаю, что я уже тоже достаточно известна публике и могу себе позволить какие-то выкрутасы, какие-то игры. Потому что на самом деле искусство – это игры.
Я обычно даю много свободы актерам. Но в этом фильме свобода была абсолютная. Потому что у меня был страх: я боялась, что какими-то своими намеками, поправками приведу их к общему знаменателю. А я хотела, чтобы они все были разные. И все актеры приходили на площадку уже со своими вылепленными образами.
Актеров легко вспугнуть. Они нежные. А еще они хотят угодить режиссеру. Это естественно. И если ты им хоть что-то скажешь, они тут же все свое загонят внутрь и будут делать только так, как велено.
Главные герои этого фильма – это монтаж и драматургия. Что, собственно, одно и то же. Драматургия – это монтаж слов. Монтаж – это драматургия кадров.
Алла Демидова – замечательная актриса и своеобразный человек. Она мне говорила: «Что, я буду учить это навсегда? У меня столько текстов в голове…». Поэтому она просто на Олега Табакова вешала табличку с текстом. Ее снимают, он стоит спиной, а она читает то, что на нем написано.
Земфира не только в этом фильме есть. Она еще в моей «Мелодии для шарманки» поет. Мне очень нравится, как она это делает. Я как-то была на ее концерте и вдруг она запела эту песню герцога (из оперы ДжузеппеВерди «Риголетто», — ред.). Меня это очень впечатлило. Как оригинально, что помимо своих каких-то вещей она спела именно эту песню. Я решила, что это нужно где-нибудь использовать.
Актеры в момент съемок буквально глупеют на глазах. Например, Нина Русланова – очень умная женщина. Но когда-то, снимаясь в одном из моих фильмов вместе с Сергеем Поповым, она меня спрашивала: «Почему ты меня всегда снимаешь так, а не вот так?». И мне приходилось придумывать для нее какие-то вразумительные ответы. А ведь это ничем не объяснимо. Просто так лучше – и все! А она думала, что ее хотят куда-то «задвинуть». И это поведение Нины никак не вяжется с уровнем ее реальных умственных способностей. Но на съемках она становилась вот такой глупышкой. И это частое явление среди актеров.
Все таки Кира Муратова неподражаема.Дай Бог ей счастливых долгих лет и творческих удач.
А мне вот ее «Возвращение» абсолютно не понравилось: что хотела донести режиссер до зрителя? Какие цели преследовала? Собрать звездных актеров — это еще полдела. Да, они со своей задачей справились отлично, но вот сама задумка — мне не понятна.
А меня распирает от гордости, что в картине такого замечательного режиссера снялись наши земляки. Делиев, Бузько, Уточка — это нечто! Очень рада, что такие звезды украсили картину Киру Муратовой. На их месте кого-то другого даже не вижу.
Фильм длился, помоему, два часа. Я вышла через час. Ощущение, что автор над тобой издевается и она считает, что ей, мэтру, это можно. Кроме всего прочего, Ута Кильтер ужасно играет, это признали все мои кинематографические знакомые. Нет, понятно, что это пробы, повторы часто используются в постмодерне. И Кире не хочется снимать привычный сюжет. Она считает, что может себе это позволить. Ее дело. Я с собой так обращаться не позволю — слишком люблю себя. Просто для сравнения посмотрите другие фильмы фестиваля пышущие красотой и здоровьем, жизнью, а не смертью автора — Девушка и смерть, Пена дней, Простые сложности (кстати, он тоже черно-белый, как у Киры) — рекомендую
Кира Муратова, безусловно, гениальный режиссер. Но и у гениальных режиссеров бывают неудачные картины. Эту ленту я не видел, на кинофестиваль попасть не было возможности, а в прокате, говорят, она появится только осенью. Буду с нетерпением ждать, чтобы составить свое мнение. А особенно после таких разнобоких комменатриев желание посмотреть — еще больше.