Новости Одессы и Одесской области

Одесские афганцы занимаются бизнесом и преподают в вузах

 В афганской «воскресной школе»: урок языка пушту ведет директор школы Адам Хан ЗадранДевятого июля начинается Рамадан — месяц, в течение которого длится пост, священный для всех мусульман. Представителей этой великой религии в Одессе немало, и сегодня мы расскажем об одной из одесских общин, исповедующих ее. Знакомьтесь: афганцы — сообщество, представители которого — одни из самых сплоченных и образованных в Одессе.

Поле «Большой игры»

История Афганистана очень долгая и сложная, поэтому многие его города — очень древние: Кабулу — около 2000 лет, Кандагару — 2300, Герату — 2500. С 1747 года Афганистан отделился от Персии, но сохранил с ней много культурных связей. С тех пор Афганистан не раз стремились покорить, однако завоеватели раз за разом терпели поражение. В XIX – начале XX века страна стала ареной противостояния могущественных империй — Британской и Российской (шла «Большая игра»).

9 августа 1919 года Британская империя наконец признала независимость Афганистана, но еще раньше ее признала Советская Россия (в 1918 году), и уже в 1919-м был подписан договор, по которому афганская молодежь, — не только мужчины, но и девушки, — были направлены на учебу в Москву и другие крупные города.

В Одессе афганцы — с начала 1960-х. Это были военные студенты. Но их было немного, а больше афганцев появилось в 1970-х (это уже были студенты гражданских вузов); еще больше в 1980-х. Афганская война 1979 — 1989 годов завершилась выводом советских войск из страны, и уже с тех пор большинство афганских студентов не возвращались на Родину. Остались афганцы и в Одессе. Сегодня Фондом украинско-афганской дружбы руководит Мухт Осман.

Доктор ТахирОбразованные эмигранты

-В начале 1990-х в нашем городе было примерно 250 военных и примерно 350 гражданских студентов, — рассказывает Мохаммед Тахир Захир (также — Тахир Захарович), заместитель председателя Фонда украинско-афганской дружбы, в те годы — председатель афганской общины одесского Медина и заместитель председателя Одесской афганской общины.

Мохаммед Тахир более известен как Доктор Тахир, — ведь он действительно врач по специальности, окончил Медин и 6 лет после этого работал врачом. Однако зарплаты не хватало никак, и в 2002 году он стал предпринимателем, соучредителем компании, в которой теперь работает 27 одесситов.

Судьба Доктора Тахира характерна для одесских афганцев: практически все они — люди с высшим образованием, которые были вынуждены остаться в Одессе после окончания вузов: на Родине бушевала гражданская война, а после взятия Кабула движением Талибан все они были объявлены предателями: ведь их отправлял на учебу просоветский президент доктор Наджибулла.

Бизнес и наука

Одесским афганцам пришлось как-то обустраиваться: работали на заводах, грузчиками в магазинах, искали любую подработку. Перспектив не было, особенно для военных. Но тут, в начале 1990-х, в Украине начались рыночные отношения.

-Сегодня около 80% одесских афганцев работают на 7-м километре, — рассказывает Доктор Тахир. — Среди остальных — те, кто занимается бизнесом вне этого рынка. Но не все: есть среди нас, например, преподаватели, которыми гордятся в общине: Бихруз Хашматула — профессор Одесской национальной юридической академии, Мехди Мохаммед, — кандидат мед. наук, бывший завкафедрой анестезиологии Одесского Национального медицинского университета.

Кстати, о бизнесе: Самую правильную персидскую и афганскую кухню можно отведать и в Одессе — в ресторане «Байт альманди» (Домашняя кухня) рядом с Политехническим университетом. Также афганцам принадлежат рестораны «Пикколо Италия», «Итальянский квартал». Одесские афганцы очень сплоченные, но чаще на предприятиях, созданных ими, работают обычные одесситы. Живут афганцы в основном на Черемушках, в жилмассиве Таирово, на поселке Котовского.

В Одессе в целом живет около 2000 афганцев, включая женщин, детей: официально зарегистрированы около 1500, но, по подсчетам общины, еще незарегистрированных — 350 — 500 человек.

В классе: дети учатся с удовольствиемДля детей Одесса — первая Родина

Одесская афганская община была образована в 1999 году, и с тех пор увеличилась: к ней добавились городские жители, инженеры, учителя, госслужащие, которые были вынуждены покинуть свою страну после прихода к власти талибов. 

— Афганцы вступают в браки с одесситками — таких примеров около 100, — говорит Доктор Тахир. — Много наших детей уже окончили школу, учатся в вузах — Медине, Юридической академии (там сейчас учится около 20 наших детей). Для нас, старших афганцев, Одесса — вторая родина, а для наших детей — уже первая.

К слову, у нашего собеседника три дочери – 10, 8 и 4 лет. Для детей, рожденных здесь, русский и украинский — родные языки (ведь они ходят в обычные школы), их уже нужно учить языку и культуре предков. Для этого есть две школы, в которых в субботу и воскресенье им по 2-3 часа в день преподают основные языки Афганистана — пушту и дари, закладывают общие представления о культуре, обычаях, истории Афганистана, истории Персии. Дети изучают Коран: ведь афганцы уже намного более 1000 лет исповедуют ислам. Директором одной школы является полковник Нур Мухаммад. Директор другой — Адам Хан Задран. 

Кто такие афганцы?

Афганец — понятие собирательное, ведь в этой стране живет ряд национальностей: пуштуны, таджики, узбеки, туркмены, хазарейцы. Но одесские афганцы в документах записывают себя — «афганец». Нет разделения по языковому признаку, по месту рождения (Кабул, Кандагар, Мазари-Шариф и так далее).

Одесситы увидят новый культурный центр

У афганцев есть большой культурный центр в Сухом лимане, руководит там заместитель председателя Фонда дружбы по вопросам культуры господин Ходжи Расул. Он же, кстати, построил этот центр.

-К сожалению, в представлении многих одесситов афганцы – воинственные, грубые люди, — отмечает Доктор Тахир. — Это не так. Афганистан – страна великой древней культуры. В нашей истории были взлеты литературы, математики, астрономии. Ведь Афганистан был частью Персии, колыбели древней культуры.

Одессит-афганец (он сам внес большой вклад в создание будущего культурного центра) надеется, что богатая культура его родины будет представлена одесситам в новом культурном центре, с музеем и библиотекой, который планируется открыть в жилмассиве Таирова. По словам Амир Хана, общественного деятеля общины, культурный центр откроется в скором времени.

Стоит сказать, что у одесской общины два центра управления: Землячество и Фонд украинско-афганской дружбы, в котором Доктор Тахир — заместитель председателя. Между центрами были некоторые разногласия, которые, надеется наш собеседник, будут легко преодолены на предстоящих выборах руководства общины (выборы проходят строго раз в 4 года). Но не стоит думать, что в общине есть раскол: ее члены спокойно общаются между собой, отмечают праздники вместе.

-В праздники мы собираемся, арендуем большое помещение, проводим концерты, устраиваем угощение, — говорит Тахир. — Там присутствуют наши друзья — одесситы, а также представители мэрии, обладминистрации, миграционной службы. В то же время, мы стараемся не быть навязчивыми, поэтому свои праздники не выставляем напоказ.

Праздники и важные даты:

  • 21 марта — Новый год по исламскому календарю.

  • 9 июля — 7 августа (в 2013 году) — Рамадан — строгий пост, во время него что-либо есть (и даже пить воду!) можно только после захода солнца.

  • 7-10 августа — Ураза-Байрам (Праздник разговения), отмечается по окончании Рамадана: 3 дня выходных, праздник.

  • Через месяц после Рамадана — Хадж, паломничество в Мекку. Когда он заканчивается — очень большой праздник, 5 выходных.

 Уже семь лет — беженец

Одесские афганцы благодарны украинскому правительству за то, что в 1999 году дали возможность легализоваться, получить документы: из них около 80% — граждане Украины. Но есть немало членов общины, которые уже годами не могут получить никакого статуса, кроме статуса беженца. Да и он для многих недостижим: им выдают справку из миграционной службы, которую надо каждый месяц продлевать. Личные дела их заморожены. Один человек уже 7 лет продлевает такую справку.

-Мы рассчитываем только на собственные силы, — говорит Доктор Тахир. — Но наши беженцы не могут получить работу, даже грузчиками на 7-м километре (при том, что это образованные люди), потому что невозможно по справке получить, например, налоговый код, чтобы устроиться на работу или стать предпринимателем. Я думаю, такие проблемы испытывает 350-500 человек в Одессе. Доведенные до отчаяния, некоторые из них отправляются обратно в Афганистан, но там с работой не лучше. Притом это именно беженцы, — люди, которые работали при режиме Наджибулы, и им до сих пор небезопасно там находиться. Продав последнее, они добирались до Украины, а здесь столкнулись с такой проблемой.

За чей счет возвращаются эти люди на Родину? За счет общины. В прошлом году Фонд дружбы приобрел около 60 билетов в Афганистан для этих людей.

Афганистан снова дружит с Украиной

В 2002 году президент Афганистана Хамид Карзай принял закон об амнистии. Те, кто, как одесские афганцы, считались предателями народа (потому что мы воевали или работали на режим Наджибуллы), получили прощение и право вернуться. После амнистии они некоторое время с трудом получали визы, но в 2003 году визы для афганцев были отменены (причем из всех стран — Украины, России, стран Европы).

-На днях я вернулся из Кабула, — рассказывает Доктор Тахир. — Там давно нет войны, однако есть терроризм, происходят взрывы. А вообще город восстанавливается. Мне было очень приятно, когда я узнал, что там трудятся 700 украинских специалистов: восстанавливают инженерные сети Кабула. Я с ними встречался — это в основном киевляне либо харьковчане. В Аэропорту Кабула я сам видел 70 новых вертолетов производства Украины, их обслуживают украинские техники, инженеры. Приглашены назад и афганские специалисты, которые остались в Украине со времен Наджибулы. Армия вновь будет оснащена техникой советского образца. На днях подписан контракт на 600 миллионов долларов на поставку техники из Украины. Но платит за все это Запад. 

Сергей Марин

Выскажите ваше мнение. Это важно.
Подписаться
Уведомить о
guest
7 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Сабир Арман
Сабир Арман
10 лет назад

в 1919 были установлены дипломатические отношения с Советской Россией, в 1921 заключён советско-афганский договор, в 1926 договор с СССР о нейтралитете и взаимном ненападении.
Афганистан никогда не был в составе какого-либо государства ,тем более Персии!

ДР. АДАМ ХАН ЗАДРАН
ДР. АДАМ ХАН ЗАДРАН
10 лет назад

ЭТО СТАТЬЯ ОЧЕНЬ НЕ ТОЧНАЯ И ДАЖЕ ОШЫБОЧНАЯ….ТАКИЕ ВЕЩИ С ТАКОЙ ЛЕГКОМЫСЛЕННОСТЬЮ НЕ ПИЧАТАЕТЬСЯ…У ВАС НЕТ ТОЧНИХ ДАННИЙ ОБ ИСТОРИИ АФГАНИСТА…

Аноним
Аноним
10 лет назад

Кабул
Кабу́л, کابل (пушту, дари, читается: Kābul), Kabul (англ., нем.), Kaboul (фр.) — столица Исламской Республики Афганистан, центр провинции Кабул, самый большой город страны.

Кабул находится на высоте 1800 м над уровнем моря в долине реки Кабул — притока Инда — в горах Гиндукуша на востоке Афганистана. Река Кабул представляет из себя главную городскую сточную канаву.

Кабул — один из 15 районов провинции Кабул («Большой Кабул») — разделен с 2005 на 18 секторов и управляется миниципалитетом во главе с мэром, назначаемым президентом, и префектурой во главе с префектом, выбираемым МВД.
Дата основания:

Страбон (ок. 64 г. до н. э.-ок. 23 г. н. э.; География, XV,2,8) и Плиний Старший (23 г. до н. э.-79) упоминают город Ортоспана (Ortospana лат.), который Клавдий Птолемей (ок. 90-ок. 168) в «Географии» отождествляет с городом «Кабура (Κάβουρα греч., Kabura лат.) на реке Кофен, столицей каболитов» (Kabolitae лат.)2. Археологические остатки поселения на месте Кабула датируются 2000-1500 гг. до н.э. (Aq Kapruk IV)3.

Кабул — имя города происходит от наименования реки, название которой, вероятно, упоминает индийская «Ригведа» и иранская «Авеста» как Kubhā. Само же происхождение названия являлось предметом этимологических легенд и сейчас остается предметом научной дискуссии4.

Victor
Victor
10 лет назад

А нужно ли Одессе такое сообщество, какие налоги они платят и платят ли вообще, кто дал им статус проживания в Украине. Милиция, подозреваю, хорошо получила с них в карман за право проживания. Заметьте, как сказано в статье, афганцы женятся на одесситках, а попробует ли афганка выйти за муж за нашего. -Никогда, там действуют обычные мусульманские законы, известные всем.

Одессит Миша
Одессит Миша
10 лет назад

Виктор, нужен ли кто-то Одессе — разве нам решать? Одесса не была бы собой, если бы не масса национальностей. Афганцы занимаются тем, чем есть возможность, да и налоги, я уверен, платят так же, как и наши: где прижмут — платят, где можно — не платят. Не знаю, чего им статья не нравится, помоему, написано интересно и с уважением.

Victor
Victor
10 лет назад

Статья написана неплохо, и «Одесса не была бы одессой если бы не масса национальностей». Речь не об этом. А о том что и Одесса должна защищать свое коренное население в первую очередь, как любое государство это делает, любое, уважающее себя государство, а не перевалочный пункт для сомалийцев, нигерийцев, афганцев, и прочих всех кто » Хочет в Одессу «. Это просто норма для цивилизованных государств. В чем защита коренного населения-этого совершенно не видно.Или Одесса хочет быть нецивилизованной? Поэтому многие одесситы и вынуждены искать работу за границей, как те же моряки. Они по-сути живут за границей. К слову, я живу в канадском Виннипеге, живу и работаю и нахожу что Канада гораздо лучше защищает своих граждан от непрошенных гостей чем это делуют, а вернее не делают, у нас. С власти нужно спросить по полной программе за это. Если кому-то кажется, что можно этого не делать, то Одесса вскоре окажется на еще более низком уровне чем тот на котором она сейчас нахрдится, а население будет вытеснено китайцами, афганцами, сирийцами, египтянами, виетнамцами и прочими. Так же и приезжие с Кавказа,-они не идут работать, они идут жарить и продавать шашлычки на привозе, хоть возле туалета но поставят мангальчик, а работать не пойдут. Ну, конечно, это тоже, кто-то скажет, очень нужная работа, шашлычек, пожаренный у туалета очень нужен городу. Я просто сам это воочию видел. И эти ли умилительные статейки нужны коренным одесситам ? Это нужно Одессе?

Светлана Дорошина
Светлана Дорошина
9 лет назад

Прекрасно,что люди все-таки нашли себя в Одессе,это мой любимый город.Я из Украины Николаевская область,сейчас нахожусь в Санкт-Петербурге,Россия,на днях собираюсь в Одессу,напишите мне на почту и оставьте свой номер мобильного телефона,мне нужна будет помощь в Одессе. E-mail:[email protected]
Svitlana Doroshyna

Еще по теме
Все новости

купить квартиру в Одессе

Выбор редакции