Девятого июля начинается Рамадан — месяц, в течение которого длится пост, священный для всех мусульман. Представителей этой великой религии в Одессе немало, и сегодня мы расскажем об одной из одесских общин, исповедующих ее. Знакомьтесь: афганцы — сообщество, представители которого — одни из самых сплоченных и образованных в Одессе.
Поле «Большой игры»
История Афганистана очень долгая и сложная, поэтому многие его города — очень древние: Кабулу — около 2000 лет, Кандагару — 2300, Герату — 2500. С 1747 года Афганистан отделился от Персии, но сохранил с ней много культурных связей. С тех пор Афганистан не раз стремились покорить, однако завоеватели раз за разом терпели поражение. В XIX – начале XX века страна стала ареной противостояния могущественных империй — Британской и Российской (шла «Большая игра»).
9 августа 1919 года Британская империя наконец признала независимость Афганистана, но еще раньше ее признала Советская Россия (в 1918 году), и уже в 1919-м был подписан договор, по которому афганская молодежь, — не только мужчины, но и девушки, — были направлены на учебу в Москву и другие крупные города.
В Одессе афганцы — с начала 1960-х. Это были военные студенты. Но их было немного, а больше афганцев появилось в 1970-х (это уже были студенты гражданских вузов); еще больше в 1980-х. Афганская война 1979 — 1989 годов завершилась выводом советских войск из страны, и уже с тех пор большинство афганских студентов не возвращались на Родину. Остались афганцы и в Одессе. Сегодня Фондом украинско-афганской дружбы руководит Мухт Осман.
-В начале 1990-х в нашем городе было примерно 250 военных и примерно 350 гражданских студентов, — рассказывает Мохаммед Тахир Захир (также — Тахир Захарович), заместитель председателя Фонда украинско-афганской дружбы, в те годы — председатель афганской общины одесского Медина и заместитель председателя Одесской афганской общины.
Мохаммед Тахир более известен как Доктор Тахир, — ведь он действительно врач по специальности, окончил Медин и 6 лет после этого работал врачом. Однако зарплаты не хватало никак, и в 2002 году он стал предпринимателем, соучредителем компании, в которой теперь работает 27 одесситов.
Судьба Доктора Тахира характерна для одесских афганцев: практически все они — люди с высшим образованием, которые были вынуждены остаться в Одессе после окончания вузов: на Родине бушевала гражданская война, а после взятия Кабула движением Талибан все они были объявлены предателями: ведь их отправлял на учебу просоветский президент доктор Наджибулла.
Бизнес и наука
Одесским афганцам пришлось как-то обустраиваться: работали на заводах, грузчиками в магазинах, искали любую подработку. Перспектив не было, особенно для военных. Но тут, в начале 1990-х, в Украине начались рыночные отношения.
-Сегодня около 80% одесских афганцев работают на 7-м километре, — рассказывает Доктор Тахир. — Среди остальных — те, кто занимается бизнесом вне этого рынка. Но не все: есть среди нас, например, преподаватели, которыми гордятся в общине: Бихруз Хашматула — профессор Одесской национальной юридической академии, Мехди Мохаммед, — кандидат мед. наук, бывший завкафедрой анестезиологии Одесского Национального медицинского университета.
Кстати, о бизнесе: Самую правильную персидскую и афганскую кухню можно отведать и в Одессе — в ресторане «Байт альманди» (Домашняя кухня) рядом с Политехническим университетом. Также афганцам принадлежат рестораны «Пикколо Италия», «Итальянский квартал». Одесские афганцы очень сплоченные, но чаще на предприятиях, созданных ими, работают обычные одесситы. Живут афганцы в основном на Черемушках, в жилмассиве Таирово, на поселке Котовского.
В Одессе в целом живет около 2000 афганцев, включая женщин, детей: официально зарегистрированы около 1500, но, по подсчетам общины, еще незарегистрированных — 350 — 500 человек.
Для детей Одесса — первая Родина
Одесская афганская община была образована в 1999 году, и с тех пор увеличилась: к ней добавились городские жители, инженеры, учителя, госслужащие, которые были вынуждены покинуть свою страну после прихода к власти талибов.
— Афганцы вступают в браки с одесситками — таких примеров около 100, — говорит Доктор Тахир. — Много наших детей уже окончили школу, учатся в вузах — Медине, Юридической академии (там сейчас учится около 20 наших детей). Для нас, старших афганцев, Одесса — вторая родина, а для наших детей — уже первая.
К слову, у нашего собеседника три дочери – 10, 8 и 4 лет. Для детей, рожденных здесь, русский и украинский — родные языки (ведь они ходят в обычные школы), их уже нужно учить языку и культуре предков. Для этого есть две школы, в которых в субботу и воскресенье им по 2-3 часа в день преподают основные языки Афганистана — пушту и дари, закладывают общие представления о культуре, обычаях, истории Афганистана, истории Персии. Дети изучают Коран: ведь афганцы уже намного более 1000 лет исповедуют ислам. Директором одной школы является полковник Нур Мухаммад. Директор другой — Адам Хан Задран.
Кто такие афганцы?
Афганец — понятие собирательное, ведь в этой стране живет ряд национальностей: пуштуны, таджики, узбеки, туркмены, хазарейцы. Но одесские афганцы в документах записывают себя — «афганец». Нет разделения по языковому признаку, по месту рождения (Кабул, Кандагар, Мазари-Шариф и так далее).
Одесситы увидят новый культурный центр
У афганцев есть большой культурный центр в Сухом лимане, руководит там заместитель председателя Фонда дружбы по вопросам культуры господин Ходжи Расул. Он же, кстати, построил этот центр.
-К сожалению, в представлении многих одесситов афганцы – воинственные, грубые люди, — отмечает Доктор Тахир. — Это не так. Афганистан – страна великой древней культуры. В нашей истории были взлеты литературы, математики, астрономии. Ведь Афганистан был частью Персии, колыбели древней культуры.
Одессит-афганец (он сам внес большой вклад в создание будущего культурного центра) надеется, что богатая культура его родины будет представлена одесситам в новом культурном центре, с музеем и библиотекой, который планируется открыть в жилмассиве Таирова. По словам Амир Хана, общественного деятеля общины, культурный центр откроется в скором времени.
Стоит сказать, что у одесской общины два центра управления: Землячество и Фонд украинско-афганской дружбы, в котором Доктор Тахир — заместитель председателя. Между центрами были некоторые разногласия, которые, надеется наш собеседник, будут легко преодолены на предстоящих выборах руководства общины (выборы проходят строго раз в 4 года). Но не стоит думать, что в общине есть раскол: ее члены спокойно общаются между собой, отмечают праздники вместе.
-В праздники мы собираемся, арендуем большое помещение, проводим концерты, устраиваем угощение, — говорит Тахир. — Там присутствуют наши друзья — одесситы, а также представители мэрии, обладминистрации, миграционной службы. В то же время, мы стараемся не быть навязчивыми, поэтому свои праздники не выставляем напоказ.
Праздники и важные даты:
-
21 марта — Новый год по исламскому календарю.
-
9 июля — 7 августа (в 2013 году) — Рамадан — строгий пост, во время него что-либо есть (и даже пить воду!) можно только после захода солнца.
-
7-10 августа — Ураза-Байрам (Праздник разговения), отмечается по окончании Рамадана: 3 дня выходных, праздник.
-
Через месяц после Рамадана — Хадж, паломничество в Мекку. Когда он заканчивается — очень большой праздник, 5 выходных.
Уже семь лет — беженец
Одесские афганцы благодарны украинскому правительству за то, что в 1999 году дали возможность легализоваться, получить документы: из них около 80% — граждане Украины. Но есть немало членов общины, которые уже годами не могут получить никакого статуса, кроме статуса беженца. Да и он для многих недостижим: им выдают справку из миграционной службы, которую надо каждый месяц продлевать. Личные дела их заморожены. Один человек уже 7 лет продлевает такую справку.
-Мы рассчитываем только на собственные силы, — говорит Доктор Тахир. — Но наши беженцы не могут получить работу, даже грузчиками на 7-м километре (при том, что это образованные люди), потому что невозможно по справке получить, например, налоговый код, чтобы устроиться на работу или стать предпринимателем. Я думаю, такие проблемы испытывает 350-500 человек в Одессе. Доведенные до отчаяния, некоторые из них отправляются обратно в Афганистан, но там с работой не лучше. Притом это именно беженцы, — люди, которые работали при режиме Наджибулы, и им до сих пор небезопасно там находиться. Продав последнее, они добирались до Украины, а здесь столкнулись с такой проблемой.
За чей счет возвращаются эти люди на Родину? За счет общины. В прошлом году Фонд дружбы приобрел около 60 билетов в Афганистан для этих людей.
Афганистан снова дружит с Украиной
В 2002 году президент Афганистана Хамид Карзай принял закон об амнистии. Те, кто, как одесские афганцы, считались предателями народа (потому что мы воевали или работали на режим Наджибуллы), получили прощение и право вернуться. После амнистии они некоторое время с трудом получали визы, но в 2003 году визы для афганцев были отменены (причем из всех стран — Украины, России, стран Европы).
-На днях я вернулся из Кабула, — рассказывает Доктор Тахир. — Там давно нет войны, однако есть терроризм, происходят взрывы. А вообще город восстанавливается. Мне было очень приятно, когда я узнал, что там трудятся 700 украинских специалистов: восстанавливают инженерные сети Кабула. Я с ними встречался — это в основном киевляне либо харьковчане. В Аэропорту Кабула я сам видел 70 новых вертолетов производства Украины, их обслуживают украинские техники, инженеры. Приглашены назад и афганские специалисты, которые остались в Украине со времен Наджибулы. Армия вновь будет оснащена техникой советского образца. На днях подписан контракт на 600 миллионов долларов на поставку техники из Украины. Но платит за все это Запад.
в 1919 были установлены дипломатические отношения с Советской Россией, в 1921 заключён советско-афганский договор, в 1926 договор с СССР о нейтралитете и взаимном ненападении.
Афганистан никогда не был в составе какого-либо государства ,тем более Персии!
ЭТО СТАТЬЯ ОЧЕНЬ НЕ ТОЧНАЯ И ДАЖЕ ОШЫБОЧНАЯ….ТАКИЕ ВЕЩИ С ТАКОЙ ЛЕГКОМЫСЛЕННОСТЬЮ НЕ ПИЧАТАЕТЬСЯ…У ВАС НЕТ ТОЧНИХ ДАННИЙ ОБ ИСТОРИИ АФГАНИСТА…
Кабул
Кабу́л, کابل (пушту, дари, читается: Kābul), Kabul (англ., нем.), Kaboul (фр.) — столица Исламской Республики Афганистан, центр провинции Кабул, самый большой город страны.
Кабул находится на высоте 1800 м над уровнем моря в долине реки Кабул — притока Инда — в горах Гиндукуша на востоке Афганистана. Река Кабул представляет из себя главную городскую сточную канаву.
Кабул — один из 15 районов провинции Кабул («Большой Кабул») — разделен с 2005 на 18 секторов и управляется миниципалитетом во главе с мэром, назначаемым президентом, и префектурой во главе с префектом, выбираемым МВД.
Дата основания:
Страбон (ок. 64 г. до н. э.-ок. 23 г. н. э.; География, XV,2,8) и Плиний Старший (23 г. до н. э.-79) упоминают город Ортоспана (Ortospana лат.), который Клавдий Птолемей (ок. 90-ок. 168) в «Географии» отождествляет с городом «Кабура (Κάβουρα греч., Kabura лат.) на реке Кофен, столицей каболитов» (Kabolitae лат.)2. Археологические остатки поселения на месте Кабула датируются 2000-1500 гг. до н.э. (Aq Kapruk IV)3.
Кабул — имя города происходит от наименования реки, название которой, вероятно, упоминает индийская «Ригведа» и иранская «Авеста» как Kubhā. Само же происхождение названия являлось предметом этимологических легенд и сейчас остается предметом научной дискуссии4.
А нужно ли Одессе такое сообщество, какие налоги они платят и платят ли вообще, кто дал им статус проживания в Украине. Милиция, подозреваю, хорошо получила с них в карман за право проживания. Заметьте, как сказано в статье, афганцы женятся на одесситках, а попробует ли афганка выйти за муж за нашего. -Никогда, там действуют обычные мусульманские законы, известные всем.
Виктор, нужен ли кто-то Одессе — разве нам решать? Одесса не была бы собой, если бы не масса национальностей. Афганцы занимаются тем, чем есть возможность, да и налоги, я уверен, платят так же, как и наши: где прижмут — платят, где можно — не платят. Не знаю, чего им статья не нравится, помоему, написано интересно и с уважением.
Статья написана неплохо, и «Одесса не была бы одессой если бы не масса национальностей». Речь не об этом. А о том что и Одесса должна защищать свое коренное население в первую очередь, как любое государство это делает, любое, уважающее себя государство, а не перевалочный пункт для сомалийцев, нигерийцев, афганцев, и прочих всех кто » Хочет в Одессу «. Это просто норма для цивилизованных государств. В чем защита коренного населения-этого совершенно не видно.Или Одесса хочет быть нецивилизованной? Поэтому многие одесситы и вынуждены искать работу за границей, как те же моряки. Они по-сути живут за границей. К слову, я живу в канадском Виннипеге, живу и работаю и нахожу что Канада гораздо лучше защищает своих граждан от непрошенных гостей чем это делуют, а вернее не делают, у нас. С власти нужно спросить по полной программе за это. Если кому-то кажется, что можно этого не делать, то Одесса вскоре окажется на еще более низком уровне чем тот на котором она сейчас нахрдится, а население будет вытеснено китайцами, афганцами, сирийцами, египтянами, виетнамцами и прочими. Так же и приезжие с Кавказа,-они не идут работать, они идут жарить и продавать шашлычки на привозе, хоть возле туалета но поставят мангальчик, а работать не пойдут. Ну, конечно, это тоже, кто-то скажет, очень нужная работа, шашлычек, пожаренный у туалета очень нужен городу. Я просто сам это воочию видел. И эти ли умилительные статейки нужны коренным одесситам ? Это нужно Одессе?
Прекрасно,что люди все-таки нашли себя в Одессе,это мой любимый город.Я из Украины Николаевская область,сейчас нахожусь в Санкт-Петербурге,Россия,на днях собираюсь в Одессу,напишите мне на почту и оставьте свой номер мобильного телефона,мне нужна будет помощь в Одессе. E-mail:[email protected]
Svitlana Doroshyna