Недавно одесские евреи отметили Песах, важнейший праздник, знаменующий Исход из Египта (в переносном смысле — Освобождение). А 28 апреля будет праздник Лаг ба-Омер. Поэтому сегодня статью о национальных общинах Одессы мы посвятим евреям.
Коробейники, банкиры, поэты
Тема роли евреев в Одессе слишком обширна. Мы скажем о ней совсем кратко. Уже в год основания Одессы, 1794-й, евреев здесь было 246 человек – 10% населения. В 1793-м появилась первая синагога появилась на углу улиц Дальницкой и Балковской (там, где сейчас завод «Стройгидравлика»). Тогда же был построен Хекдеш – нечто вроде дома престарелых: это заведение позже стало основой Еврейской больницы.
С самого основания Одессы евреи в ней занимались мелкой торговлей – продавали соль, шелк, шерсть, ткани, обувь и скобяные изделия. Кроме того, становились грузчиками, добывали камень из катакомб. Коробейниками (торговцами вразнос) были почти исключительно евреи. Со временем они вошли и в крупный бизнес: в городе все знали состоятельные семьи Штиглицев, Эфрусси, Рафаловичей.
Еврейская община Одессы состояла из массы профессиональных сообществ – портных, ювелиров, торговцев, приказчиков, биндюжников и так далее. К началу XX века евреи составляли 32% населения Одессы, в городе насчитывалось 7 синагог и 45 молитвенных домов. Тогда Одессу называли неофициальной столицей евреев.
В целом можно сказать, что евреи в Одессе создали важную часть облика и культуры города.Многие из знаменитых одесситов – евреи. Например, Леонид Утесов (Лазарь Вайсбейн) в детстве учился в коммерческом училище Файга (Файг упоминается в романе Валентина Катаева «Хуторок в степи») и был, говорят, единственным, кого изгнали из этого училища. Давид Ойстрах и Исаак Бабель, Эмиль Гилельс и Эдуард Багрицкий, Илья Ильф и Вера Инбер, — перечислять можно долго.
Сколько в Одессе евреев? Вопрос не простой. По переписи 2001 года их было 12,4 тысячи (1,2%). В настоящее время предположительно свыше 30 тысяч человек. Конечно, сейчас община значительно меньше, чем еще в 1980-е годы, не говоря уж о дореволюционном периоде. Выехало очень много людей, хотя в последнее время этот поток почти иссяк.
-У нас не принято пересчитывать членов общины по головам, — говорит пресс-секретарь еврейской общины Одессы Болеслав Капулкин, — Можно считать косвенным образом. Например, есть одесская еврейская газета «Хабад Шомрей шабос» – и предположительно, те, кто ее читает, — члены общины.
Если до возрождения еврейской общины в Одессе в 1989 году оставались только мацепекарня, кладбище и последняя синагога на Пересыпи (рухнула в 1992 году), то с тех пор многое изменилось. Есть две синагоги. Фактически создан «полный цикл» еврейской жизни: от рождения ребенка (есть программа помощи роженицам) до ухода в мир иной — кладбище (Третье еврейское) и еврейский участок на Таировском. Есть образовательная система: детские сады и школы, программа «Еврейский университет». Можно получить религиозное образование и получить звание раввина, не выезжая в Израиль. Действуют образовательные и культурные программы для людей среднего и старшего возраста.
В Одессе — два кошерных ресторана: «Хеврон» и «Розмарин». Есть кошерные магазины, а это очень важно.
Но далеко не все одесские евреи религиозны. К вере и соблюдению традиций пришли не более трети из них, считает хореограф Станислав Свердлов. Станислав Яковлевич — балетмейстер, преподаватель, Отличник образования Украины, один из главных в Одессе специалистов по еврейской хореографии, известный далеко за пределами города. Преподает в Одесском центре детского и юношеского творчества «Моряна», в центре «Бейт Гранд» работает с коллективом «Блуждающие звезды», и еще учится в колеле (религиозной школе) «Хабад».
-Если бы мне году в 1991 году сказали, что у меня будет борода и я стану соблюдать традиции, я бы только посмеялся, — говорит хореограф. — Ведь я когда-то был балетмейстером ресторана «Катти Сарк» в Одесском порту. Ставил номера в Москонцерте.
Станислав Свердлов говорит, что с вхождением в жизнь по еврейским правилам многое меняется. Если говорить о внешней стороне, то соблюдение традиций не позволяет работать в шаббат (вечер пятницы и суббота), а также во время многих праздников, которых особенно много весной и осенью. Он сумел сочетать светскую и духовную жизнь, но удается это не всем.
Есть ли определенные профессии, в которых в основном работают одесские евреи? Нет, все это в прошлом. Как говорит Болеслав Капулкин, среди членов общины — люди искусства, бизнесмены, программисты, менеджеры, пекари, даже кузнецы.
В планах еврейской общины Одессы — дальнейшее развитие образовательных, социальных и культурных программ. Образованию у евреев вообще придают особое значение:
— В наших школах дети изучают четыре языка, — говорит Болеслав Капулкин. — Украинский, русский, английский и иврит. Мы надеемся, что хоть на каком-то из этих языков их обязательно поймут.
Две общины
Религиозных еврейских общин в Одессе две. Одна община – «Хабад Шомрей Шабос»* — хасидская, «учения благочестия». Центр и синагога общины находится на улице Осипова, 21. Руководитель – главный раввин Одессы и Юга Украины раввин Авраам Вольф. Другая община – «литваки», сторонники учения, философско-религиозный центр которой когда-то возник в Литве. Руководитель — раввин Шломо Бакшт. Центр этой общины находится на улице Еврейской, 25. Члены обеих общин иногда вместе проводят праздники и другие мероприятия.
-Тут вспоминаются восточные фильмы про единоборства, где герои выясняют, «чье кунг-фу круче», — смеется Болеслав, — Конечно, у нас ничего такого. Каждый считает, что его синагога лучше, это естественно, но речь не идет о соперничестве, разве что можно подшучивать на эту тему.
*Хабад — название хасидского религиозного движения, составленное из трех слов на иврите – хохма, бина, даат (мудрость, знание, понимание). Шомрей Шабос — соблюдающие субботу (это один из основных признаков еврея).
Еврейские названия на карте Одессы
Улицы Еврейская, Исаака Бабеля, Владимира (Вольфа) Жаботинского, Эдуарда Багрицкого, улица Ильи Ильфа и Евгения Петрова, Леонида Утесова, Владимира Хавкина (создатель противочумной вакцины), Ицхака Рабина, Эмиля Гилельса, бульвар Жванецкого.
В «одесском» языке
Вклад в «одесский» язык со стороны евреев (в основном языка идиш) особенно велик: это не только отдельные слова, но и построение многих фраз, вроде «Я имею вам сказать»— я хочу вам сказать или «две большие разницы» — несравнимые понятия, нечто очень разное.
Некоторые слова.
Гембель — («зачем мне этот гембель?»): неприятность, головная боль.
шлимазл — «патологический неудачник» (идиш);
таки (таки да!)— вместо словосочетания «все же» — таке на идиш;
гешефт — «прибыль, навар» (идишизм);
бикицер — «быстро» (идиш); «короче» (на иврите— бекицур).
И многие другие…
Фото автора
Вот беда, так уж беда. За что нам это
как бы было здорово возродить хоральную Синагогу что на углу Пушкинской и Жуковского!!!! Там пел Шаляпин, туда ходил Бунин перед отъездом в эмиграцию! Подозреваю, что наш власти сами хотят довести здание «до ручки» , а потом построить там какой-нибудь уродливый кубик!!! Переселите Архив в современное здание!!! Стыдно городу не иметь доступного Архива… там же с одной стороны здание подперто сваями!! Кактусу бы в одно место засунуть эти сваи!!!
Зачем приехал в город, остовался бы в своей деревне.
Возрождение еврейской общины,казачества,кадетского корпуса да мало ли еще чего все это чушь на которой некоторые официальные «евреи» «казаки» и т д делают кто-то деньги кто-то имя легко только уничтожать возраждать почти не возможно А главное делает это таже власть бандитов с уголовным не только прошлым как президент но и настоящим
Вот насчет евреев вы, Ян, в корне неправы. Они таки возродили общину. Это не пустой звук. А то, что они поддерживают своих, так это, по-моему, должно быть примером для других. Ведь у них человек, который чего-то добился — молодец, а у русских и украинцев такой соотечественник вызывает только зависть и ненависть.
А вообще автор замечательно пишет. Сколько читал его материалов о национальных общинах, даже не знаю, какой лучший. Жаль только, буковок маловато. Думаю, эту тему можно развивать и развивать. Еврейская община, на мой взгляд, одна из интереснейших в Одессе. Еще много хорошего слышал об армянской. Буду с нетерпением ждать дальнейших публикаций о национальных общинах. Кстати, очень люблю наблюдать, как в субботу евреи чинно идут в синагогу.
«Ведь у них человек, который чего-то добился — молодец, а у русских и украинцев такой соотечественник вызывает только зависть и ненависть. «
Потому что русские смотрят как раз на первых 🙂
И славянам евреи не дадут сделать подобные общины как евреи — это будет угроза всем евреям, которые постепенно захватывали земли первых.
Цель евреев — приехать на чужую землю, окопаться там, постепенно получать подкрепления новыми приезжими евреями и в последствии через разные рычаги, вытеснять коренное население.
И сравнивать русски и украинцев — это как сравнивать русских евреев и украинских евреев. :0
Еврей — это не просто национальность.
Если бы еврей был национальность, то не было бы украинских евреев, белорусских, которые переехали в Одессу или еще каких-либо евреев.
Это так же смешно считать Порошенка — украинцем(а он говорит, что украинец и козацького роду), ведь он — еврей.
Все это запудривание мозгов.
Таки давайте разберёмся по-серьёзному!Автор с восторгом говорит о том, что евреи почти перестали уезжать из Одессы. Таки а как же может быть иначе?! Посчитайте, сколько их было и сколько осталось. Только те, кто не может, те не едут! А кому-то, допустим, совсем неплохо, бизнес идёт себе, потихоньку. Таки зачем же ехать в неизвестность? Такие люди находились даже тогда, когда немцы приходили. Всё думали отсидеться, думали проморгается. Нет, мои дорогие, не проморгается! Люди совсем не переменились — какими были, такими и остались, со всеми своими симпатиями и антипатиями! Только ожесточились в последние годы обострения борьбы за власть и полного обнищания. Впереди — только ещё более страшные времена. Это уже понятно всем, не надо быть семи пядей во лбу! И чего вы все ждёте, дорогие мои, нерешительные вы мои?! Ведь знаете прекрасно, что спираль истории неминуемо развернёт перст указующий на вас, вечных козлов отпущения и вы получите по полной и за своих единоверцев-правителей и за ваши еврейские две с половиной школы и за всё то, чего вообще нет и в чём вы совершенно не виновны! Для тех, кто будет вершить «правый» суд, ваша вина не нуждается в доказательстве и она заключаетс в одном, главном вашем преступлении — вы евреи!
Уважаемые, я не еврейка, но обращаюсь ко всем добрым людям нужна помощь, нужен человек который бы согласился привезти из Израиля сбалансированное питание 5500 кг я все возмещу, прошла 2 реанимации 4 операции, не могу подняться, в Израиле человек свяжется мои контакты 0504156935, 0985113968, надеюсь на вас
старый анекдот. собрал главный равин всех евреев города и говорит. евреи!!! русские нас не любят потому, что мы не пьем как они,с завтрашнего дня начинаем пить по взрослому . нас 5000 каждый принесет бутылку водки выльем в большой чан и начнем черпаком квасить как следует. приходит моня домой и его посещает классная мысль. нас 5000 зачем я буду покупать водку возьму бутылку налью воды закрою пробочкой, кто там заметит. на следующий день чан полон водки, главный равин наполнив черпак, на глазах изумленной публики закрыв глаза опустошил махом……открыв глаза многозначительно произнес…..вот поэтому нас русские не любят.
Порошенко — украинец, хоть тресни Наблюдатель. И вату- вату из головы вытряхни. Но скорее всего ты безнадежен тебе даже лоботомия не поможет.