Новости Одессы и Одесской области

Каким был наш город 10 апреля 1944 года?

Ветеранов Великой Отечественной войны, принимавших участие в освобождении Южной Пальмиры, с каждым годом становится все меньше. Тем ценнее любые их воспоминания о тех героических днях. В отличие от многих других городов, которые брались с боем, Одесса была разрушена не так сильно. Тем не менее, глазам советских солдат, вступивших в город, предстали разрушенные жилые дома, административные и производственные здания. Население Одессы уменьшилось наполовину…

Николай СамойловАртиллерию не применять!

— 28 марта с тяжелейшими боями мы взяли Николаев, оттуда пошли на Одессу, — вспоминает Николай Самойлов, солдат взвода артразведки 1054 артиллерийского полка 416-й стрелковой дивизии. — Через все лиманы переправлялись. Погода была кошмарная: метель, холод, снег с дождем. Заходили в Одессу мы со стороны Сортировочной. Куяльницкий лиман разлился, вода стояла высоко. Шли бои: Жевахова гора была сильно укреплена…

Часть Николая Васильевича продвигалась к центру по улице Московской (сейчас — Черноморского казачества). Поперек нее были установлены платформы с металлоломом, чтобы преградить путь советской технике. А приказ командующего 3-м Украинским фронтом, уроженца Одессы Родиона Малиновского гласил: не применять в городе артиллерию, чтобы избежать разрушений и жертв среди горожан.

— Когда мы вошли на завод Красной гвардии, там был такой едкий запах, как будто они применили отравляющий газ, — говорит артиллерист. — Потом в одном из цехов мы нашли большую гору мыла — ее враги подожгли при отступлении.

Сильное сопротивление было на Пересыпском мосту. Но стало понятно, что враги больше хотят отступить, чем удержать город. Бойцы вышли по улице Советской армии (Преображенская) к парку, где сейчас находится зоопарк. На месте фруктового ряда «Привоза» устроили штаб дивизии.

— Потом прошли парадом возле Оперного с развернутыми знаменами, — вспоминает Николай Самойлов. — Еще мне запомнилось: на улице Ленина (Ришельевская) росли старые большие акации. Там я заметил, что раздвоении ствола одного из этих деревьев застрял неразорвавшийся снаряд…

Забросали гранатами… коров

Вспоминают те дни и мирные люди, которые пережили оккупацию в Одессе. Директору музея Константина Паустовского Виктору Глушакову во время взятия города Советской армией было четыре года. По воспоминаниям его мамы, за пару дней до того оккупанты явно были в панике. Они устраивали облавы, что-то искали в домах горожан. Ночами накануне освобождения слышны были взрывы: то со стороны «Привоза», то из порта. По приказу комендатуры окна следовало наглухо закрыть ставнями, а двери оставить открытыми.

— В феврале 1944 года выпало много снега, он лежал вровень с заборами, — отмечает одессит Георгий Диаманди, которому тогда было 9 лет. – А потеплело лишь в дни освобождения. Когда Одессу освободили, мы с друзьями первым делом побежали на улицу Товарную. Там были составы, которые не успели отправить, с разными товарами. Тогда я впервые попробовал «геркулес». Еще там почему-то были вагоны с лыжами, и эти лыжи мы тащили домой. Еще в составах был скот. Коров враги забросали гранатами, чтобы нашим не достались. Часть коров погибла, часть – ранена… Помню, как мне было их жалко.

«…И выглянуло солнце»

— Всю дорогу от уже освобожденного Николаева к Одессе была очень холодная погода, дожди, иногда снег, — говорит Николай Безымянный, солдат 309 стрелкового полка 109-й Гвардейской дивизии. — И лишь когда мы освободили Одессу, выглянуло солнце. В центр наша часть не попала, мы вели бои на Слободке, в районе областной больницы. Когда разбили немцев, местные жители поначалу прятались, а потом, когда поняли, что мы одержали победу, вышли и бросились к нам. Мы были очень уставшие после боя, а они нас обнимали, целовали и звали в гости…

Как спасли будущего космонавта

— Когда Одессу оккупировали, мне и моему другу Жоре Добровольскому подпольщики поручали переносить и расклеивать листовки, — рассказывает одессит Георгий Диаманди.

Друг Жора – это Георгий Добровольский, который позже стал летчиком-космонавтом СССР, Героем Советского Союза. Он жил «дверь-в-дверь» с Георгием Диаманди в доме №5 в переулке Герцена. Теперь там висит мемориальная табличка.

— Однажды мы с ним расклеивали листовки на Молдаванке, — продолжает Георгий Георгиевич. — И когда спускались с Январского моста, нас арестовал патруль, был комендантский час. У него нашли листовки и пистолет. Жору держали, а я выбрал момент и убежал. Пришел домой и сказал, что Жору арестовали.

Потом дядя Жоры узнал, когда его будут вести с этапом. Тогда женщины с нашей улицы собрали золото. Когда арестованных вели у ворот 2-го христианского кладбища на Бреуса, мы с женщинами подошли к старшему конвоя, румыну. Дали ему золото, сказали: отпусти! Показали на Жору. Румын толкнул его женщинам под ноги и выругался, мол, забирайте! Так Жора Добровольский спасся. А этап тот потом расстреляли.

Скажите им «Спасибо!»

Список ныне живущих в Одессе ветеранов Великой Отечественной войны – участников освобождения Одессы.

1.Алексеева Клавдия Васильевна.
2.Безымянный Николай Ксенофонтович.
3.Быкова Екатерина Ивановна.
4.Бурдина Надежда Ивановна.
5.Винцевская Зинаида Григорьевна.
6.Гридасов Николай Терентьевич.
7.Дрожденко Иван Васильевич.
8.Жуковская Мария Тимофеевна.
9.Жученко Григорий Прокопьевич.
10.Каширин Владлен Степанович.
11.Клименко Анатолий Филиппович.
12.Кошелева Нина Андреевна.
13.Лирниченко Михаил Константинович.
14.Максимова Ангелина Николаевна.
15.Московой Николай Иванович.
16.Никипорчук Николай Георгиевич.
17.Пештерев Василий Георгиевич.
18.Попов Андрей Александрович.
19.Самойлов Николай Васильевич.
20.Студинский Иван Ефремович.
21.Чуй Екатерина Ивановна.
22.Шкурат Василий Яковлевич.
23.Трихонюк Василий Васильевич.

Сергей Марин

Выскажите ваше мнение. Это важно.
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Еще по теме
Все новости

купить квартиру в Одессе

Выбор редакции