Новости Одессы и Одесской области

Экономика самого одесского праздника: как Юморина работает на город

На Юморине одесситы продают веселящимся согражданам массу сувениров и атрибутов праздника

Что такое одесская Юморина? Это фестиваль юмора и хорошего настроения, чисто одесский праздник. А еще это — огромное количество гостей. Всех их нужно накормить, поселить, обеспечить транспортом, дать возможность купить сувенир и билет на представление. Все это — деньги для Одессы и ее жителей.

Деньги для одесситов

Если посмотреть, в каком направлении развивается экономика нашего города, то становится понятно, что «Юморина» для нас — «то, что доктор прописал». Ведь в последние лет двадцать энергично растут в основном сфера туризма и услуг. Если в начале 1990-х годов об Одессе говорили как о городе пятидесяти заводов, то теперь работающих заводов остались единицы.

Вместо них в городе развивается ресторанный и гостиничный бизнес. Так, по данным Одесского горсовета, только за последние десять лет количество гостиниц выросло на 100, теперь их более 160. При этом бронировать номера на период Юморины нужно заранее. Так, например, жительница Днепропетровска Юлия, которая в прошлом году за месяц до праздника пыталась заказать номер в одесской гостинице, смогла сделать это с трудом. Поэтому номер на время Юморины — 2013 Юлия забронировала еще в январе.

Сколько в Одессе ресторанов, не знает никто, говорят — более 300, даже без учета сезонных заведений. И они тоже неплохо зарабытывают 1 апреля. Получают свою долю прибыли и уличные торговцы едой, сувенирами, атрибутами праздника.

По данным Одесского горсовета, на Юморину в Одессу приедет более 100 тысяч гостей из других городов и стран. Организаторы говорят, что использовали опыт лучших мировых фестивалей, таких как например, в Венеции и Рио-де-Жанейро: гостеприимство для туристов и яркое представление.

Сколько оставляют туристы?

Операторы круизных судов пока не учитывают в расписаниях лайнеров «Юморину» в Одессе. Как нам сообщили на Морском вокзале, в дни празднования наш порт посетит один лайнер — Lirica, который и откроет круизный сезон в Одессе (это же судно закрывало куруизный сезон — 2012). Впрочем, вряд ли пассажиры «Лирики» смогут познакомиться поближе с одесским праздником: судно будет находиться у нас 31-го марта лишь с 9 до 17.00. Согласно расчетам экономистов, пассажиры лайнеров в среднем оставляют в портах пребывания 100 долларов в сутки.

Бюджет города получает прибыль за счет подоходного налога и туристического сбора с гостиниц (1%). И хотя предсказать, сколько денег гостиницы принесут Одессе за время Юморины, сложно, уже сейчас понятно, что речь идет о десятках, возможно — сотнях тысяч гривен.

Карнавал в РиоОпыт карнавала в Рио: Одессе есть к чему стремиться

Карнавал в городе мечты Остапа Бендера Рио-де-Жанейро длится пять дней (в 2013 году он начался 8 февраля), но готовятся к нему целый год. Он дает работу массе людей: столяры, декораторы, дизайнеры костюмов, рестораторы, уличные торговцы — все ждут его с нетерпением. Туристов приезжают миллионы.

Карнавальная процессия из примерно 7000 человек проходит перед трибунами самбодрома. На трибунах, вмещающих 85 000 человек, места платные, стоят от 20 дло 250 долларов. На трибунах и на улицах города масса торговцев продает закуски, воду и пиво: этом году гости выпили сто миллионов литров воды и сто двадцать миллионов литров пива. Цены товаров напечатаны на майках торговцев, поэтому знать язык туристам необязательно. Кстати, еда и напитки у уличных торговцев заметно дешевле, чем в магазинах: нет торговой наценки. Тем не менее, в день заработок торговца достигает 200 долларов. Таксисты, официанты и сотрудники гостиниц работают практически круглосуточно — выгодно.

В этом году на карнавал прибыло 8 круизных лайнеров с тысячами туристов. Туристический сбор в городской бюджет за время карнавала дал 12 миллионов долларов. По некоторым оценкам, общий бюджет праздника достигает миллиарда долларов.

Александр ПавловскийОдесса как «зонтичный бренд»

Идею «зонтичного бренда» активно внедрял в Одессе бизнесмен Александр Павловский, который организовывал Юморину в 1997, 1998 и 1999 годах. Он мечтал сделать Одессу городом двенадцати фестивалей — чтобы каждый месяц здесь происходило действо, привлекающее туристов.

Суть идеи такова: чем больше людей из других городов узнает и полюбит Одессу, тем лучше для города. То есть, каждая одесская торговая марка — от конфет и коньяка до отеля — получит преимущество на рынках Украины и других стран. Имя Одессы, с которой у людей будут связаны теплые воспоминания, как зонт, укроет все эти торговые марки и создаст привязанность к ним покупателей. А это уже пойдет на пользу всем одесситам.

Александр Павловский построил «Юморинленд» на Ланжероне, организовывал фестивали боди-арта, создал музей восковых фигур на Ришельевской, журнал «Пассаж», ирландский паб на Дерибасовской, клуб «Амстердам». При этом большинство фестивальных проектов чаще приносили бизнесмену убыток. Патриот Одессы умер в октябре 2005 года от болезни, но «зонтичная» идея достойна дальнейшего развития.  

Сергей Марин

Выскажите ваше мнение. Это важно.
Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Аноним
Аноним
11 лет назад

Лучше бы вы этих туристов обеспечили туалетами.

Еще по теме
Все новости

купить квартиру в Одессе

Выбор редакции