Все мы знаем, что заставить нерадивого чиновника выполнять свои обязанности можно, обратившись к чиновнику рангом выше. Телефон доверия ГАИ, по которому можно пожаловаться на беспредел на дорогах, знают все автомобилисты. А как быть людям военным, которым по уставу жаловаться не положено, но их права ущемляются?
Защитить свои права помогут в прокуратуре
Наше право при необходимости обращаться в госорганы, к их должностным лицам закреплено в ст. 40 Конституции Украины. Этим государство гарантирует своим гражданам право влиять на функционирование органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности. Если добиться желаемого результата после обращения в эти инстанции не удается, — не отчаивайтесь, стучитесь в двери прокуратуры.
О том, как работа с обращениями граждан организована в прокуратуре Южного региона Украины по надзору за соблюдением законов в военной сфере, рассказывает старший прокурор по вопросам разрешения обращений и приема граждан старший советник юстиции Петр Вербанов.
Какие заявления и жалобы рассматривает прокурор?
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона Украины «О прокуратуре» и ст. 12 Закона Украины «Об обращениях граждан» прокурор рассматривает заявления и жалобы о нарушении прав граждан и юридических лиц, за исключением жалоб, рассмотрение которых отнесено к компетенции суда.
При получении обращений, в которых поставленные вопросы не относятся к компетенции прокуратуры Южного региона Украины, они в пятидневный срок направляются подчиненным прокурорам, другим органам госвласти, контролирующим органам, судам и т. д. Об этом в этот же срок письменно информируют заявителя.
Решение можно обжаловать в вышестоящем органе прокуратуры
Регламентом прокуратуры региона предусмотрено, что обращения, на которые не дан ответ подчиненными прокурорами (отсутствует ответ за подписью прокурора), направляются в подчиненные специализированные прокуратуры (городского уровня).
Учитывая это, прокуратура Южного региона по надзору за соблюдением законов в военной сфере рекомендует гражданам и руководителям юридических лиц первичные обращения направлять непосредственно специализированным прокурорам на местах для их рассмотрения по сути.
Если же заявитель считает, что его обращение не получило надлежащего разрешения в прокуратуре городского уровня, он имеет право обжаловать такое решение в прокуратуре региона.
В таких случаях прокуратурой региона осуществляются проверки по тем обращениям, решения по которым ранее принимались подчиненными прокурорами, а также в случае их предварительного рассмотрения контролирующими органами либо непринятия ими в установленные сроки решений по этим вопросам.
Оформляем обращение в прокуратуру
Обращение может быть устным (изложенным гражданином и записанным должностным лицом в ходе личного приема) либо письменным.
При письменном обращении в органы прокуратуры необходимо придерживаться требований ст. 5 Закона Украины «Об обращениях граждан». В частности, в нем обязательно необходимо указать:
— фамилию, имя и отчество;
— адрес проживания гражданина;
— суть поставленного вопроса.
Письменное обращение отправляется по почте или передается гражданином в органы прокуратуры лично либо через уполномоченное лицо. При этом такие полномочия должны быть оформлены в соответствии с действующим законодательством. Обращение может подаваться как отдельным лицом (индивидуальное), так и группой лиц (коллективное).
Письменное обращение должно быть подписано заявителем с указанием даты. Обращение, оформленное с нарушением указанных требований, возвращается заявителю с соответствующими разъяснениями не позднее десяти дней со дня его поступления.
Отметим, что заместители прокурора региона проводят прием граждан по жалобам в отношении решений, принятых работниками аппарата прокуратуры региона, подчиненными специализированными прокурорами, а также по вопросам затягивания, длительного непринятия ими решений, оставления обращений без разрешения. Прокурор региона принимает граждан в случае, когда в удовлетворении жалобы отказано его заместителем.
Следует учесть!
* Обращения, в которых не изложена суть вопроса либо отсутствуют данные, необходимые для принятия обоснованного решения, не рассматриваются. Они возвращаются заявителю с соответствующими разъяснениями в срок не более пяти дней.
* Письменное обращение без указания места проживания, подписи автора или такое, в котором невозможно установить авторство, считается анонимным и рассмотрению не подлежит.
* Обращения граждан, поступившие в прокуратуру по факсимильной связи или электронной почте, регистрации и рассмотрению не подлежат.
К кому обращаться?
Граждане, прибывшие на прием, обращаются к дежурному по прокуратуре и объясняют суть дела, подлежащего рассмотрению. Дежурный направляет посетителя к соответствующему должностному лицу. В выходные и праздничные дни прием граждан проводит дежурный по прокуратуре. О приеме посетителя делается соответствующая запись в Книге учета жалоб, заявлений и обращений, сделанных во время личного приема граждан.
Куда обращаться?
Прокуратура Южного региона Украины по надзору за соблюдением законов в военной сфере находится по адресу: 65012, г. Одесса, ул. Пироговская, 11. Телефон дежурного: (048) 722-19-29.
Прием граждан проводят:
Прокурор Южного региона Украины государственный советник юстиции 3 класса Папуша Игорь Александрович: в понедельник с 9.00 до 19.00.
Первый заместитель прокурора региона старший советник юстиции Петруненко Владимир Викторович: в среду с 9.00 до 19.00.
Заместитель прокурора региона старший советник юстиции Товбийчук Виктор Феодосиевич – пятница с 9.00 до 19.00.
Начальники отделов принимают во вторник и четверг с 9.00 до 19.00.
Подчиненные прокуратуры на территории Одесской области
Одесская прокуратура по надзору за соблюдением законов в военной сфере Южного региона Украины: 65063, г. Одесса, ул. Армейская, 18; тел. (048) 772-87-92.
Белгород-Днестровская прокуратура по надзору за соблюдением законов в военной сфере Южного региона Украины: 67707, Одесская область, г. Белгород-Днестровский, ул. Пушкина, 11-а; тел. (04849) 6-03-55.
Павел АКСЕНОВ.