1. Какие документы следует предоставить для заключения договора купли-продажи, где их получать и куда подавать?
2. Какой налог придется уплатить при продаже жилья?
3. Можно ли оформить доверенность на новых хозяев дома, выдав им документы о праве владения домом, чтобы они сами оформили сделку?
Отвечаем на все вопросы по порядку.
1. В приказе Министерства юстиции Украины «Об утверждении Порядка совершения нотариальных действий нотариусами Украины» № 296 от 22 февраля 2012 года определено, что к документам, которые нужно предоставлять нотариусу при совершении сделки куплеи- продажи недвижимости относятся:
- документ, удостоверяющий личность (паспорт гражданина Украины, паспорт гражданина Украина для выезда за границу, дипломатический или служебный паспорт);
- идентификационный код (ИНН);
- если человек состоит в браке — свидетельство о браке, а также паспорт и ИНН супруги (супруга);
- правоустанавливающий документ на недвижимость (договор купли-продажи, дарения, мены, решение суда о признании права собственности);
- выписка из государственного реестра БТИ об отчуждении недвижимого имущества;
- техпаспорт на недвижимость;
- экспертная оценка квартиры (дома) — ее проводит оценочная комиссия, имеющая соответствующую лицензию;
- если есть малолетние дети — разрешение на продажу органов опеки;
- Форма № 1 из ЖЭКа о жильцах, зарегистрированных в квартире и имеющих законные права на ее пользование.
При желании покупателя также предоставляется справка об отсутствии долгов по жилищно-коммунальным услугам.
Напомним, при оформлении сделки купли-продажи к нотариусу нужно сразу же приходить с супругом (супругой).
Остается добавить, что всю работу по подготовке, сбору документов для оформления сделки, а также их экспертизу может осуществлять агенство недвижимости.
2. Что касается налога на продажу недвижимости, то, согласно ст.ст. 167,172 Налогового кодекса Украины, здесь возможны два варианта:
- если недвижимость продается в первый раз в течение налогового года и находится в собственности менее трех лет, налог составляет 5% от стоимости квартиры (дома);
- если недвижимость продается в первый раз в течение налогового года и находится в собственности более трех лет, налог составляет 1% от стоимости квартиры (дома);
3. Может ли оформить сделку купли-продажи, скажем, при наличии доверенности, кто-либо иной, кроме владельца недвижимости? Согласно ст. 238 Гражданского кодекса Украины, собирать и предоставлять все необходимые документы для оформления сделки должен сам владелец квартиры (дома). Разумеется, если состояние здоровья позволяет ему сделать это. Если же человек болен и, например, не может выйти из дома, можно вызвать на квартиру нотариуса и составить генеральную доверенность на совершение всех перечисленных выше действий.
Подготовлено при помощи Одесского городского управления юстиции.