Вернувшись в Южную Пальмиру два года назад, маститый специалист вновь вернул «акул» в элиту украинского баскетбола. В эксклюзивном интервью «Одесской жизни» Виталий Александрович рассказал о непростых отношениях с журналистами, своей «неудобности» и нежелании юных украинцев становиться будущими Волковыми и Пудзыреями…
– В последнее время все чаще и чаще говорят об отсутствии в Украине своих разыгрывающих высокого уровня. В основном, их места занимают американцы, литовцы и балканцы. Вот и «Одессу» недавно покинул Артем Буцкий, игрок национальной сборной Украины…
— С Буцким мы расстались по финансовым причинам, у нас нет бюджета, чтобы содержать такого игрока.
Что касается проблемы разыгрывающих, то, по моему мнению, с 1992 года у нас провал в системе детского баскетбола. Люди пошли на рынки, в эмиграцию, кто куда. Сейчас у нас нет плановости, как в НБА, где тренеру дают 5–8 лет на создание команды. Он пробует варианты, работает с молодежью и может постепенно вводить ребят в состав. У нас же так — спонсор может вызвать президента и сказать: я отказываюсь от клуба, потому что вы заняли 15-место. Мы все — заложники результата.
Вот есть, к примеру, перспективный парень, его надо наигрывать. А это означает, что проигрывать вы будете чаще, чем выигрывать. Нет результата? Придет через три месяца другой тренер и скажет: «Мне нужен вот этот и этот игроки». И клуб их подпишет, а свой перспективный окажется на лавке.
— Почему в этом сезоне вы перестали акцентировать внимание на проблемах украинских игроков и тренеров в украинских клубах? Разуверились?
— Нет. Просто покуда есть силы, я хочу работать, а потом уже слушать рассуждения умников разных. Я вам одну вещь скажу. Недавно был на тренировке в одной из детских школ и спросил, кто не был на последней игре БК «Одесса». Из 18 ребят 16 подняли руки… О чем говорить, если они не хотят ходить на баскетбол. И мы, что, должны за них сражаться?
— В чем же причина? Неужели они не хотят стать новыми Волковыми и Пудзыреями?
— Отсутствие тренеров-максималистов. Я вам на своем примере скажу. В 24 года, едва начав тренерскую карьеру, я стал чемпионом Украины по мини-баскетболу. Уже в 29 лет, вместе со сборной Украины в возрасте «до 18 лет» я стал чемпионом Советского Союза. Все смотрели с завистью, потому что я был молодой, а другие тренеры были на 10, 15 и даже 20 лет старше. Появились зависть, враги и ненависть, в этом я убедился. Твой успех не означает хорошего отношения к тебе. Если ты среди корифеев вылазишь наверх, то у них остаются два пути — сойти с дистанции и успокоиться, либо попытаться доказать, что это все случайность, а ты выскочка. У нас сегодня этих раздражителей нет…
Сегодня очень модно стало ездить на тренерские семинары за границу. У нас исчезло такое понятие, как преемственность. Я помню, как я формировался. Да поверьте, мне было все интересно. Как старшие коллеги ругаются, как подкалывают друг друга, какие анекдоты рассказывают. Хотелось все услышать, хоть одним глазком подсмотреть. Сейчас молодые специалисты едут за границу, и в течение короткого срока слушают сербов, литовцев… Они думают, что сумеют перенять что-то. Но, позвольте, это же как впитывать молоко матери, это длительный процесс, а не две недели семинаров. А есть и другой вопрос —, а смогут ли те иностранцы научить чему-то наших? Я знаю таких личностей, которые сидят во время матча с конспектом. И если чего-то в этих записях нет, они не знают, что делать и сразу же паникуют…
— Неужели такое бывает?
— Я не хочу просто фамилии называть, но это факт.
— Итак, преемственности нет, но как-то учиться нужно...
— Да, пожалуйста, у нас ведь есть специалисты. Возьмите, к примеру Зураба Хромаева, Александра Волкова. Почему их не просят проводить семинары, почему не платят им деньги? Это же опытные специалисты. У Волкова я, уже будучи состоявшимся тренером позаимствовал 10–12 упражнений, которые мы сейчас используем. Они архисложные, но очень продуктивные. Да ему самому интересно рассказать, помочь. Там надо с книгами, с тетрадями приходить, чтобы записывать. Человек прошел Италию, Грецию, НБА. Опыт колоссальный. Знаний хватит даже для тех, кто еще не родился. А мы хвалим чужое. Я недавно игру видел, где команда иностранного тренера за 20 секунд до конца при ничейном счете атаковала кольцо соперника, когда до сирены оставалось 13 секунд. Скажите, какие знания у этого тренера?
— Давайте вернемся к проблемам украинских игроков. Только ли в тренерах дело?
— Да нет, конечно, это не единственная проблема. Любой игровой вид спорта предполагает наличие у игрока сильного характера. А у нас тут провал. Я даже по нашим тренировкам замечаю, что украинцев надо подгонять, замечания делать. Не хочешь, не надо! Я тратить время на это не собираюсь. Поэтому я посоветую всем украинцам — задуматься и поработать над воспитанием характера. Наши игроки ленивые и не хотят пробиваться. Вон, посмотрите на «Химик». Сделали ставку на молодежь, правильно! Но я вот узнаю, что к ним еще один иностранец приехал. А там есть парочка местных перспективных ребят, так у них теперь такие перспективы, как у этого люка. Им тоже замену надо искать. Вот и все!
— Но с другой стороны, какой уж там характер, если они понимают, что все равно будут играть иностранцы…
— А вы скажите, кто из тренеров-иностранцев сегодня холит молодые украинские таланты? Пожалуй, только Митрович в Кривом Роге. Но это только потому, что президент ему дает возможность и время работать с Зайцевым, Глебовым… В благоприятной ситуации сейчас наш тренер Виталий Черний в БК «Киев». Но поверьте, он потенциальный безработный. Как только в клубе появятся деньги, то его, при том, что в клубе – семь иностранцев, из-за плохого знания английского уволят. Черния либо отправят в дубль, либо ассистентом оставят.
— Создается впечатление, что в нашем чемпионате иностранцы создают такие себе клубы по интересам…
— А как вы думаете, конечно! Они друг другу помогают. Я часто видел такие ситуации, что бегает какой-нибудь американец, и вот под конец, когда его команда проигрывает, он вдруг начинает забивать. А вы обратите внимание, кто его опекает? Правильно, иностранец! Перемигнулись, шепнули, в вот у этого уже и статистика есть. А у наших такой взаимопомощи нет, ни у игроков, ни у тренеров. Каждый сам за себя.
— Ну хорошо, пусть нет характера, пусть флегматичные люди, но хоть таланты есть среди совсем молоденьких ребят?
— Я сегодня хожу по многим группам молодым, в том году наблюдал первенство Украины. Не хочу называть возрасты, но талантов мало. На 47 миллионов — это очень мало. Нет массовости.
— В СМИ фамилия Лебединцев часто сопровождается такими прилагательными, как «одиозный», «скандальный», «неудобный»… Знаю, что неоднократно вы ругались с журналистами. Наверняка, ваша конфликтность вылезала вам боком…
— Вопрос в том, как интерпретировать. Давайте вспомним то время, когда я тренировал сборную Украины. Есть два таких журналиста — Макс Сергеев и Сергей Голод. Вот они постоянно занимаются интерпретацией на сайте www.basket.com.ua. Из контекста вырывается какая-то фраза и подается отдельным куском. Все, скандал готов!
Тогда давайте будем писать, что Лобановский сидел на скамейке с красным лицом, постоянно качался, потому что коньячок попивал. Но это же неправда! Он был великим
стратегом! А эти вот вещи мешают работать, просто убивают.
И вот поставят такую новость на сайте, потом начинается обсуждение. Грязь, ругательства, мрак. Но причем здесь баскетбол?..
— В этом сезоне резких высказываний от Виталия Лебединцева мы не слышим. В чем причина?
Я сам себе дал обещание постараться не делать резких высказываний. Дело в том, что у нас критика воспринимается как личная обида, начинается месть. Если я сказал тебе, что ты что-то неправильно сделал, то в следующей статье обязательно начнется травля. А от этого страдаю я сам, мой клуб, моя семья. Я не хочу этим больше заниматься.
Автор: Ростислав Баклаженко





