С 2013 года полностью меняется порядок государственной регистрации права собственности на квартиры, дома и земельные участки. Соответствующий Закон Верховная Ради приняла еще 16 марта нынешнего года. Что изменится для собственников жилья и земли после вступления в силу этого документа?
Права отдали нотариусам и Укргосреестру
С нового года вступит в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования и упрощения процедуры государственной регистрации земельных участков и прав на недвижимое имущество» № 5037-VI от 16 марта 2012 года. Согласно документу, в стране создаются региональные отделения Государственной регистрационной служба Украины (Укргосреестра). Эти организации будут вносить информацию о жилье и участках граждан в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество. Кроме того, доступ к этой базе данных получат и нотариусы. Они смогут менять информацию о праве собственности непосредственно в момент купли-продажи.
— Со следующего года все реестры, в частности, сделок, ипотек, запретов отчуждения объектов недвижимости, а также отягощений движимого имущества, теряют свою силу. Их заменит Государственный реестр прав на недвижимое имущество, — объяснила ситуацию Ирина Завальная, заместитель главы Государственной регистрационной службы Украины. — Однако перерегистрировать в новых реестрах право на недвижимость нужно будет только в том случае, если вы решите что-то с ней делать: продать, подарить, передать в наследство и так далее. Такую перерегистрацию бесплатно проводит нотариус, который проверяет информацию в предыдущих реестрах и переносит ее в единый
Куда идти?
Таким образом, регистрацией объектов недвижимости будут заниматься учреждения Укргосреестра, а также нотариальные конторы. В какую организацию обращаться в каждом конкретном случае?
Нотариусы станут регистрировать сделки купли-продажи квартир и оформлять наследство. В свою очередь, специалисты Укргосреестра будут заниматься операциями только с новыми жилыми домами и земельными участками. В частности, обращаться в учреждения Укргосреестра необходимо в следующих случаях:
— когда регистрируется право собственности на основании свидетельства о праве собственности на новострой (при реконструкции и реставрации объектов; членам жилищно-строительного кооператива после полного погашения взноса; при внесении недвижимости в уставной капитал юридического лица);
— когда проводится регистрация прав на основаниях решений суда или регистрация отягощений* на основании решений местной власти;
— когда нужно получить выдержку, выписку из реестра или информационную справку.
Кроме того, при покупке квартиры можно будет по запросу в Укргосреестр узнать о возможных отягощениях. Например, если продавец взял ипотечный кредит под залог квартиры или она фигурирует в каких-либо семейных разбирательствах.
Что касается регистрации права собственности на землю, то здесь порядок несколько иной. Сначала данные о земельном участке Госземагентства вносят в Государственный земельный кадастр. Заявитель может заниматься этим делом сам или поручить его кадастровому регистратору. А вот после присвоения кадастрового номера нужно заняться регистрацией земли. Для этого владелец участка должен обратиться в отдел регистрации прав на недвижимость самостоятельно. Также он может связаться с кадастровым регистратором и передать свое заявление о регистрации права на участок ему. Тот, в свою очередь, направляет заявление в отдел регистрации прав на недвижимость. Здесь оформляют свидетельство о праве собственности и снова передают документ кадастровому регистратору. После этого специалист выдает бумаги заявителю.
Нужно отметить, что в обоих случаях процедура не должна длиться более 14 дней. Ведь, как объяснила Ирина Завальная, главной целью единого реестра является предоставление возможности быстро получить информацию об объекте недвижимости в любом уголке страны и оформить его.
Сколько придется заплатить?
Кроме новой процедуры регистрации недвижимости, любого владельца объекта недвижимости, думается, беспокоит вопрос, сколько за нее придется заплатить. Точного ответа на этот вопрос пока нет. Но на основании проектов некоторых законодательных актов можно предположить, что единая госпошлина за услуги госрегистрации составит 119 грн., а плата за получение выдержек из регистра не превысит госпошлину. Регистрация отягощений будет стоить 51 гривню. Предусмотрена еще и плата за изменение и внесение информации в реестр, ее сумму должно установить Министерство юстиции.
Несомненно, процедура регистрации недвижимости выглядит достаточно ясно и прозрачно. Вполне обоснованной кажется и цена за такие услуги. Надеемся, что после вступления в силу Закона все эти нормы будут выдержаны. Тогда владельцы земли и жилья смогут решать вопросы их купли, продажи и вступления в наследство без особых затрат времени и денег.
* Отягощение — право отяготителя на движимое имущество должника или ограничение права должника (или отяготителя). Оно возникает на основании закона, договора, решения суда (например, налоговый залог, наложение ареста на имущество и т.п.)
Говорят цифры
583 отделения Укргосреестра откроют в разных областях страны с 1 января 2013 года. Их адреса будут размещены на официальном сайте организации (www.drsu.gov.ua).