Новости Одессы и Одесской области

Поклонение двухколёсному божеству

 Поклонение двухколёсному божествуИмея тягу к калорийным продуктам питания, одесситы вынуждены были компенсировать это тягой к облагораживающим видам спорта. Не было такого продукта и такого вида спорта, которые бы не уважали уважающие себя одесситы.
В дни очередной Олимпиады, что проходит в Лондоне, уместно напомнить такой факт, что на первую Олимпиаду 1896 года, которая проходила в Греции, Россия посылать своих представителей не собиралась. И тогда в Афины отправилась независимая группа одесских спортсменов, похоже, уже тогда предчувствуя некую нашу суверенность. Правда, как гласит история, маршрут их был выбран крайне опрометчиво. Короче, они доехали только до Стамбула, где и застряли. Версий о причинах этого есть несколько. Одни считают, что кончились деньги (это у одесситов-то?!). Мы же, наслышанные от достойных уважения людей, что это за чудо «стамбульские базары», понимаем, почему именно там застряла делегация Одессы — там и зрителей было побольше, да и побороться уж точно было за что (во всяком случае, не за пару веток лаврового листа — такими были первые олимпийские награды).
Увы, в этом материале нам не объять необъятное, поэтому поговорим не о всех, а лишь о самом почитаемом в Одессе виде спорта, — о велосипедном.

 «Быстроногая» история
Поклонение двухколёсному божествуВ принципе изобретателем велосипеда считают немецкого барона фон Драйза. Он создал машину, на которой летним утром 1817 года в присутствии многих зрителей обогнал почтовую карету. По сути, это был прообраз велосипеда. Правда, его изобретение больше напоминало самокат, поскольку для преодоления за четыре часа расстояния в 70 км, барон фон Драйз всю дорогу отталкивался от земли ногами. Но у его конструкции в отличие от самоката были руль и сиденье. Своё изобретение фон Драйз решил назвать на латинский манер, соединив два слова «velocie» (быстрый) и «pedis» (нога), — так появился на свет «быстроног» или велосипед.

Но таким ли уж новатором был Драйз?! В одном из музеев Рима находится древнеегипетский саркофаг, на котором изображён человек, едущий на устройстве, сильно напоминающем современный велосипед, едущий навстречу устройству, сильно напоминающему колесницу. Если учесть, что в те времена ещё не были выработаны принципы, сильно напоминающие правила дорожного движения, то понятно как тот человек попал в саркофаг (но и колеснице тоже досталось).

Кто-то может подумать, что только мужчины внесли вклад в дело совершенствования велосипеда. Оказывается, это не так. Некий шотландский врач Данлоп, страстный поклонник велосипеда, сконструировал чудо-машину, «близкую к совершенству», как он рекомендовал её знакомым. И действительно машина Данлопа имела надёжные жёсткие колёса, крепкую жёсткую раму и неимоверно жёсткое железное седло.

Поклонение двухколёсному божествуНо нет предела совершенству. Так во время каждой поездки на чудо-машине зубы Данлопа стучали в такт всем ухабам. Но если так страдали зубы, то задумайтесь: как страдал сам Данлоп, зажавший железное седло между ног — дня на три седло лишало знаменитого врача возможности исполнять его супружеский долг. И тогда жене врача это всё надоело. Мадам Данлоп не готова была бороться за велосипедный прогресс, но за своё женское счастье, ох, как была готова. Простая шотландская женщина взяла обыкновенный садовый шланг, наполнила его водой и образовавшееся кольцо надела на обод колеса. Вот так у велосипеда появились первые шины, а в семье Данлопа появились первые дети.

В России «быстроноги», а затем «пауки» (так назывались велосипеды с большим передним колесом) появились несколько позднее египетских Поклонение двухколёсному божествупирамид, но несколько раньше некоторых европейских стран. Рассказывают, что ещё в 1801 году мастеровой уральских заводов Артамонов во время коронации императора Александра І «бегал» среди гостей церемонии на построенном им «быстроноге». Но здесь свидетельства очевидцев весьма противоречивы, ибо большая часть из них утверждала, что бегал как раз не велосипед-быстроног, а участники церемонии бегали от него, спасая ноги.
Так что велосипед крепко вошёл в историю. И тогда одесситы решили не упускать случай и тоже попасть в историю, хотя бы с помощью велосипеда, или, в крайнем случае, на нём.

Любители серьёзного профессионализма
Поклонение двухколёсному божествуВ январе 1888 года в Одессе было создано Общество велосипедистов-любителей. Как гласил устав общества: «…для обретения острых ощущений и сближения лиц обоего пола, а также погашения посредством велосипеда избытка темперамента с вручением призов самым искусным». На первых порах любители острых ощущений не разобрались и решили, что Общество велосипедистов — это такая новая разновидность дома свиданий. Единственно было непонятно: если «погашение избытка темперамента» будет происходить на велосипеде, не пострадают ли при этом цепная передача или хрупкий руль. Но в отличие от банального «дома свиданий», в «велосипедном заведении» были ещё и призы. Это привлекало, потому что возвращаться за полночь домой к законной супруге можно было не с помадой на щеке, а с призом в руке. Кого такое не соблазнит?! В Общество сразу записалось до 400 любителей острых велосипедных ощущений, причём, в их числе были и дезориентированные (то есть Поклонение двухколёсному божествуобнадёженные) дамы.

Чтобы окончательно развеять все заблуждения, фундаторам, то есть отцам-основателям Общества, пришлось построить по адресу Ришельевская, 8, специальный велосипедный манеж. Это сразу привлекло новых желающих, так как в манеже, как в нынешнем Дворце спорта, сразу стали проводить выставки, ярмарки и даже костюмированные вечера, на которых происходила демонстрация (или как тогда говорили «дефиляция») как смелых идей конструкторов велосипедов, так и новаторских идей дамских портных. Но здесь никогда не забывали специфику Общества велосипедистов-любителей: возле кресла дамы, как правило, стоял велосипед, облокотившись на который она попивала шампанское.

Фундаторы Общества не закрывали манеж только потому, что им тоже наливали. Они убеждали и таки убедили городские власти, что совершенно не принципиально, отчего кружится голова — от шампанского или от наворачивания кругов на треке.

Поклонение двухколёсному божествуВсё испортил Сергей Уточкин. Он не любил шампанское. Поэтому как угорелый носился по треку, что кончилось плачевно для других велосипедистов — пришлось и им садиться на велосипеды, чтобы догнать и вразумить выдающегося гонщика. Так они сделали сенсационное открытие: оказалось, что велосипедная гонка тоже бодрит, а если перейти на профессиональный спортивный язык: «вставляет похлестче шампанского».
Но тягаться с Уточкиным им было не под силу. Известный поэт Дон Аминадо, окончивший Новороссийский университет, вспоминает, что «Уточкин ездил, лёжа на руле, стоя на седле, без ног, без рук, свернувшись в клубок, собравшись в комок, казалось, управляя стальным конём одною магнетической силой своих зелёных глаз».

Попутно соревнования стали проводить на скаковом поле Новороссийского общества поощрения коннозаводства (то есть ипподроме). Но поскольку в те времена техника езды на велосипеде была ещё далека от совершенства, живущие на ипподроме лошади, ржали, наблюдая за вольтижировкой мастеров руля. Чтобы не позориться перед каждым мерином, пришлось возводить циклодром на Михайловской площади Александровского парка (ныне парк им. Шевченко), который со временем оттуда потеснили аттракционы «Луна-парка».

Пять килограмм чистого приза
Поклонение двухколёсному божествуОдесское общество велосипедистов-любителей было знаменито не только своими спортсменами, но также славилось своими весомыми призами (серебряными, не менее 5 килограмм весу). Слава об одесском Обществе пошла по России, а затем и по Европе. В Одессу потянулись виднейшие представители «циклизма» (так тогда говорили). Но наши мастера «циклизма» были не только большими спортсменами, но и большими патриотами: они не давали каким-то залётным иностранцам увозить куда попало наши 5 кг чистого серебра. Перебьются!

Писатель Валентин Катаев в своей книге «Волшебный рог Оберона» описал, как мальчишкой с самой верхотуры трека на Михайловской площади он наблюдал за спором трёх лучших гонщиков мира: Бадера (Германия), Макдональда (Великобритания) и Уточкина (Одесса).

Дрожки, кареты, экипажи поднимали в тот день клубы пыли на Успенской улице. Ехали и шли целыми семьями. Несли кошёлки, в которых было чем закусить, ну, и бутылки, чтобы закуска пошла впрок. А как переживали, как болели! Знатоки велосипедного спорта следили за Уточкиным с хронометрами в руках. Если кто-то из его соперников на полколеса уходил вперёд, дамы хватались за платки, утирая невольную слезу. Болельщики даже пытались заключать денежные пари. Но как можно было делать ставки, когда все ставили на Уточкина? Что оставалось делать нашему чемпиону? Не разорять же земляков — приходилось побеждать. Зато как гремел военный оркестр в его честь!

Это был праздник очередной победы Одессы. Не важно над кем, не важно на чём, главное, что Одессы. Потому что здесь жили профессионалы. Не только профессиональные спортсмены, но и профессиональные патриоты.

Валентин Крапива

Выскажите ваше мнение. Это важно.
Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Ирина
Ирина
11 лет назад

С некоторых пор я — «действующая велосипедистка», фанатка велосипеда. Поэтому с двойным интересом прочитала статью В.Крапивы. Как всегда, написано интересно и с одесским шармом.
Браво автору!

Еще по теме
Все новости

купить квартиру в Одессе

Выбор редакции