Еще в 1888 г. австрийский ботаник Фридрих Райнитцер обнаружил жидкие кристаллы. Во время исследования ряда растений им было выделено особое вещество, которое имело кристаллическую структуру. При нагревании до 145,5 градусов оно начинало мутнеть и становилось текучим, сохраняя кристаллическую структуру. В жидкость оно превращалось лишь при температуре 178,5 градусов. Немецкий ученый-физик Отто Леманн назвал это необычное вещество «жидким кристаллом» и установил, что жидкие кристаллы, помещенные в электромагнитное поле, меняли свои оптические характеристики.
Около ста лет никто не интересовался этим открытием. И только в 70-е годы прошлого столетия компанией Radio Corporation of America был впервые представлен жидкокристаллический монохромный экран.
Тридцать лет назад эффект жидкокристаллических дисплеев начал использоваться в электронных часах, калькуляторах, измерительных приборах. Потом стали появляться матричные дисплеи, воспроизводящие черно-белое изображение. В 1987 году компания Sharp разработала первый цветной жидкокристаллический дисплей диагональю 3 дюйма.
Гигантский скачок в развитии этой технологии произошел с появлением первых ноутбуков. Сначала матрицы были черно-белыми, потом цветными, но только «пассивного» типа. Они довольно сносно отображали статические изображения и рабочий стол ноутбука, но при малейшем движении «картинка» превращалась в сплошную мазню – на экране невозможно было что-либо разобрать. Естественно, это ограничивало сферы использования нового типа дисплеев.
Дальнейшая эволюция жидкокристаллических матриц привела к созданию нового их типа – «активного». Такие дисплеи уже лучше справлялись с отображением на экране движущих объектов, и это способствовало появлению стационарных мониторов.
В начале нового тысячелетия появились первые ЖК телевизоры. Диагональ их была еще маленькой – около 15 дюймов. Ситуация резко изменилась в последние четыре года, когда абсолютно все производители занялись строительством фабрик и производством собственных телевизоров, состязаясь между собой в функциональном оснащении и размерах диагоналей.
В настоящее время фирмы-производители ЖК телевизоров – Sony, Panasonic, Philips, Toshiba и другие – широко используют эту технологию.
Жидкокристаллические телевизоры отличаются от кинескопных способом передачи изображения. Каждый пиксель экрана имеет свой цифровой образ, преобразующийся из аналогового сигнала, и на дисплее отображается этот цифровой сигнал.
С течением времени изменялась и совершенствовалась технология и ее применение. Не так давно самыми популярными были небольшие дисплеи (до 20 дюймов), а сегодня на рынке представлены широкоформатные модели в 37 – 42 дюйма. Пожалуй, сейчас не найдешь человека, кто не хотел бы купить LCD-телевизор, чтобы наслаждаться просмотром телевизионных передач в самом лучшем качестве.