С некоторых пор нам все чаще и чаще стали звонить одесситы, обеспокоенные судьбой Тещиного моста. По их мнению, мост стал еще больше качаться. И тем не менее, влюбленные продолжают вешать десятки килограммов металла в виде замочков, создавая дополнительную нагрузку на перила моста. Во время свадеб или экскурсий каждый считает своим долгом попрыгать и основательно раскачать мост. О том, что все это опасно и мост нуждается в срочной реконструкции, в Управлении капитального строительства Одесского горсовета хорошо знают. Чиновники ждут указаний сверху. Так что же конкретно нужно сделать?
Десятки лет без ремонта
О том, что самый длинный и узкий мост в городе рискует рухнуть, инженеры начали говорить еще в середине 70-х годов прошлого века. А четыре года назад они провели геодезические исследования, передав заключение властям. В ответ власти лишь покрасили мост ко Дню города.
— За годы своего существования мост ни разу капитально не ремонтировался, — утверждает директор научно-производственного центра «Экострой» Владимир Суханов.
По его словам, для исправления ситуации нужно сделать несколько шагов. В первую очередь, укрепить опоры и уменьшить нагрузку на мост.
Одной опоры уже нет
Изначально Тещин мост был установлен на четырех опорах. Однако вот уже более 30 лет одна из опор вырвана, а блок, в который она была вмонтирована, рассыпался. По сути, мост держится на трех опорах из четырех.
— В связи с тем, что опора не зафиксирована, мост начало крутить, — говорит директор института инженерно-проектных изысканий Борис Бибергау. — Одну сторону начало разворачивать к морю, а противоположную — в сторону города.
Более того, согласно заключению геодезических наблюдений за деформациями Тещиного моста, неравномерные вертикальные смещения западного, центрального и восточного участков моста привели к тому, что его профиль приобрел выпуклую форму.
По словам специалистов, опору нужно срочно укреплять, потому как ситуация непрогнозируемая, возможна даже авария.
— Необходимо, чтобы конструкторы разработали проект укрепления этой опоры, — говорит директор научно-производственного центра «Экострой» Владимир Суханов.
В Управлении капитального строительства Одесского горсовета это понимают, заверяя, что им на укрепительные работы нужно всего пол года.
Известный одесский краевед и журналист Анатолий Горбатюк также призвал городские власти обратить внимание на то, что мост дейсвительно нуждается в реконструкции.
Однако, — воз и ныне там.
Не рубите сук, на котором сидите
Проектные одесские инженеры не советуют шутить на тему «языка тещи», даже когда тот просто раскачивается от сильного ветра. Все они беспокоятся по поводу того, что очень часто большие компании, выходя на мост и шагая в ногу либо прыгая, намеренно раскачивают его. Чаще всего так делают во время свадеб и экскурсий.
— Если говорить о том, что действительно опасно, так это ситуации, когда экскурсоводы приводят туда группу туристов и начинают раскачивать мост, чтобы продемонстрировать его говорит Владимир Суханов.
Снимаем цепи любви
Уже не первый год одесские молодожены после церемонии бракосочетания вешают на перила Тещиного моста навесные замки со своими именами. И их можно понять.
В старину существовала традиция: прежде чем отправить молодых под венец, под порог клали замок, а когда пара выходила из дома, запирали его на ключ. После этого ключ выбрасывали, а железный символ счастья хранили.
Эта традиция возродилась во Флоренции, после выхода романа Федерико Моччa «Три метра над небом». Юноши и девушки стали вешать замки на памятник скульптору Бенвенуто Челлини на знаменитом мосту Понте Веккио, а ключики выбрасывать в протекающую внизу реку Арно. Там даже создали специальную службу, сотрудники которой по ночам снимают замочки, чтобы освободить место для новых.
Сейчас на одесском Тещином мосту количество замочков переваливает за десять тысяч. Более того, кто-то не постеснялся даже приварить к ограждению две больших петли и только на них защелкнуть свой амбарный «замочек».
Специалисты утверждают, что вес таких цепей любви, если и не способен разрушить конструкцию, то, как минимум, пагубно влияет на сохранность перил. И неизвестно, что может случиться с человеком, который обопрется на эти ограждения, говорят инженеры.
В свое время архитектор Александр Токарь заявлял, что такое оригинальное проявление любви может стоить мосту «жизни», ведь мост на такой вес не рассчитан.
В Управлении капитального строительства Одесского горсовета заявили, что все замки, оставленные на мосту влюбленными, придется снять. До этого их, периодически, снимала коммунальная служба «СМЭП».
На наш вопрос, когда все же начнется долгожданная реконструкция моста, а за ней и сьем замков, в Приморской райадминистрации, которой территориально принадлежит Тещин мост разводят руками — мол, указаний сверху, пока, не поступало.
Отметим, что несмотря на понимание аварийной ситуации с мостом, идея снять замки многим одесситам не нравится. Например, 35-летний Александр на «Одесском форуме» предлагает создать для них «красивое и романтическое место», где они никому не будут мешать.
Но пока что жители Одессы, не имея альтернативного, специально выделенного места для «замочков» продолжают крепить «замки любви» на Тещин мост.
Миф о теще
Когда-то, в конце 60-х, официально Тещин мост назывался «Комсомольский», потому что он связывал между собой Приморский и Комсомольский бульвары (ныне — бульвар Михаила Жванецкого). Строили его к 50-летию СССР и должны были открыть в 1967 году, но опоздали. Так что гулять по нему стали только с 1968-го.
Интересно, что по проекту мост задумывался в ретро-стиле, чтобы вписываться в классическую застройку. Но в ходе строительства, весь декор решили убрать. И мост предстал перед нами в конструктивистском духе.
Откуда же появилось это народное название моста – «Тещин»? Существует весьма правдоподобный миф о том, что по этому мосту ходил в семидесятые годы в гости к тёще тогдашний руководитель Одессы — председатель горкома партии Михаил Синица. Уж очень он любил тещины блины. А так как зять жил на Приморском бульваре, а его тёща — на улице Гоголя, то променад окружным путём по мосту Сабанеева казался руководителю Одессы необыкновенно долгим. Вот так и появилась идея создания прямого пешеходного моста.
Подробнее об истории возникновения традиции вешать замочки в день свадьбы читайте в №40 газеты «Одесская жизнь».
Повесил замок — оплати 200 гривен в фонд спасения моста
10.000 замков — 250 т долларов , думаю уже бы справились )