Еще в 80-х годах любое восточное единоборство на территории СНГ считалось чем-то диковинным и недостижимым. Фильмами с Брюсом Ли засматривались миллионы советских граждан. Однако сейчас ни кунг-фу, ни тайским боксом уже никого не удивить. В связи с этим любое новое боевое искусство сразу же обретает своих поклонников. «Одесская жизнь» разыскала в Южной Пальмире людей, занимающихся таинственной бразильской капоэйрой…
Во всем виноват Дакаскос
Что же за зверь такой? Капоэйра — это бразильское боевое искусство с элементами акробатики и танца, главная роль в котором отводится музыкальному инструменту беримбау. С его помощью задается необходимый ритм, под который проходят тренировки и «игры» (у капоэйристов нет слов «спарринг», «поединок» или «хватка»).
В мировом масштабе назвать капоэйру новым видом боевого искусства язык вряд повернется. Начиная с 30-х годов минувшего века она стала известна не только в Бразилии, но и в большинстве цивилизованных стран. В нашем городе более-менее организованно капоэйрой начали заниматься только на рубеже тысячелетий.
— В свое время я занимался ушу, однако мне попался непрофессиональный тренер, который, по сути, отбил желание заниматься этим единоборством, — вспоминает тренер одесской школы Expressao Paulista de Capoeira Александр Шевченко. — А потом я увидел культовый фильм «Только сильнейшие» с Марком Дакаскосом в главной роли и понял, что нашел то, что искал. Фильм был о капоэйре… Я отлично помню, как мы с ребятами организовали кружок капоэйры в Политехе. Сначала желающих заниматься было мало, и мы делили помещение с танцорами-брейкдансерами. Потом учеников стал больше, и я начал, искать информацию, ездить по семинарам, встречаться с мастерами.
Не попасть на миллиметр
Если вы посетите тренировку капоэйристов, то сильно удивитесь. Казалось бы, боевое искусство, а вокруг все поют, играют на музыкальных инструментах, радуются и улыбаются. Дело в том, что капоэйра — это не только и не столько единоборство, сколько целый пласт бразильской культуры, включающий в себя изучение народного фольклора.
— Бывают, что мы целые тренировки посвящаем пению, разучиваем бразильские песни, осваиваем португальский язык, — говорит одесский капоэйрист Муслим Лебедев. — Я занимаюсь уже восемь лет и все больше и больше увлекаюсь.
Кроме того, «игры» капоэйристов очень редко можно назвать поединками в прямом смысле слова. Участники в основном изображают удары, стараясь провести их как можно ближе к участкам тела соперника, при этом не касаясь его. Когда «играть» начинают два опытных мастера, то речь идет о расстоянии всего в несколько миллиметров.
Пока не хватает школы и традиций
Вместе с тем, не стоит думать, что капоэйра — это исключительно мирная духовная физкультура, с помощью которой человек не может защитить себя и близких. В экстремальной ситуации акробатические и танцевальные элементы исчезают сами собой, остается только умение наносить четкие и сильные удары ногами, локтями, головой, руками.
— Если человек в совершенстве владеет тем или иным боевым искусством, то простой человек практически не имеет шансов его победить в честной схватке, — говорит Александр Шевченко. — Однако капоэйра в нашей стране пока еще очень слабо развита. Мы со своей стороны делаем все возможное, но традиции так просто не создашь. Поэтому украинская школа нашего боевого искусства конечно же не сравнится с боксом или карате. Отсюда можно сделать вывод: если человек ставит перед собой цель только приобрести бойцовские качества и профессионально бить в глаз, то идти на капоэйру ему не стоит.
В настоящий момент в Одессе действует сразу несколько школ капоэйры, и с каждым годом их становится больше. А значит, со временем духовно уравновешенные люди, умеющие с кошачьей грацией и акробатической пластикой наносить удары, будут встречаться все чаще и чаще…
Нет музыки — нет боевого искусства
Капоэйру нельзя отделить от музыки. Сердцем этого боевого искусства является беримбау. Этот музыкальный инструмент выглядит как лук, а роль резонатора играет полая тыква, прикрепленная к тетиве. Для создания музыкального фонда капоэйристы создают целые ансамбли, в которых используются атабаке (большой африканский барабан), пандейру (бубен) и агого (двойной колокольчик). Спортсмены «играют», четко следуя заданному ритму. Тот, кто не чувствует музыки, никогда не сможет стать капоэйристом. По крайней мере так говорят бразильцы…
Культура рабов или казачий танец?
Создателями капоэйры стали африканские рабы, которых португальские колонизаторы привозили в Бразилия для выполнения различных работ. Тяжкий физический труд, своеволие плантаторов, тоска о Родине — все эти негативные эмоции должны были получать выход. Так и родилась капоэйра. Ее можно было просто танцевать, с помощью нее можно было защищать себя и своих близких, наконец, важнейшей стала игровая составляющая. Долгое время этот вид боевого искусства запрещался и преследовался властями. Легализоваться удалось только в 30-х годах ХХ века. Правда, среди украинских капоэйристов довольно популярна версия, что капоэйра произошла от украинского гопака, а первыми ее последователями были запорожские казаки.
Где в Одессе научиться капоэйре?
Школа Expressao Paulista de Capoeira (067-7415406, [email protected]
[email protected]).
Школа Grupo Senzala de Capoeira (725-44-41, [email protected]).
ИРА.А СО СКОЛЬКИ ЛЕТ МОЖНО ОТДАВАТЬ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯ
скажите сеть ли в суворовском районе эти школы?