В редакцию «Одесской жизни» обратилась одесситка Елена Прохорова. Несколько дней назад с ней произошел неприятный инцидент в одном из магазинов города. Доставая с полки детскую игрушку, она случайно задела керамическую копилку, на которой к тому моменту уже была трещина. Тем не менее, на Елену тут же налетели продавцы, требуя возместить ущерб. От натиска продавцов женщина растерялась и тут же оплатила счет. Хотя до сих пор сомневается, что требования продавцов были правомерны.
У разбитого корыта
Случаи, когда в торговом зале у покупателей из рук случайно выскальзывает керамика или товар в стеклянной таре, нередки. В этом случае немедленно реагируют продавцы, которые требуют заплатить за разбитую продукцию.
Несмотря на типичность ситуации, в Украине до сих пор нет законодательных документов, в которых было бы четко определено, кто в данном случае прав.
— Решение конфликта, в котором обе стороны считают себя пострадавшими, зависит исключительно от человеческих качеств конкретных людей, — считает ведущий специалист отдела легализации, правовой работы и правового образования Одесского городского Виктор Куцый. — На практике в большинстве крупных супермаркетов вышеописанные ситуации разрешаются в пользу потребителя, с которого не требуют оплаты еще не купленного товара.
В случае, если предприниматели требуют оплатить товар, необходимо составить акт о нанесении ущерба торговому предприятию.
Мировой опыт — на стороне покупателя
Интересно, что такие акты достаточно легко отменяются при обращении в управление по вопросам защиты прав потребителей. Ведь существует немало международных норм, которые защищают потребителя и о которых умалчивают продавцы.
— Среди таких документов, например, Декларация ООН «Руководящие принципы по защите потребителей», — говорит Виктор Куций. — В ней указано, что правительствам следует поощрять те предприятия, которые разрешают споры с потребителями справедливо, оперативно и в неофициальном порядке, а также те, которые добровольно создают механизмы помощи потребителям. В том числе имеются в виду консультационные службы и неофициальные процедуры рассмотрения жалоб.
Устами торговцев
Администраторы одесских супермаркетов утверждают, что чаще всего сами платят за испорченный товар. Либо же это делают торговые представители, которые плохо выложили продукцию на полках.
— Мы не имеем права заставлять покупателя приобретать ненужную ему вещь, поэтому магазин берет затраты на себя, — поделилась администратор магазина косметических изделий Мария Ткач. — В большинстве случаев возмещать ущерб из-за допущенной оплошности приходится продавцу-консультанту. Хотя нередко сами покупатели оплачивают всю сумму, попутно извиняясь за произошедшее.
А вот в супермаркетах есть даже отдельная категория расходов — «брак и повреждение товара». Здесь разбитая продукция автоматически становится финансовой заботой магазина.
Защитите себя сами!
Что делать, если вы разбили товар? В первую очередь, не паникуйте и не реагируйте на обвинения в ваш адрес. А дальше следуйте инструкции:
-
Апеллируйте к статье 17 Закона Украины «О защите прав потребителей». Там четко указано, что «запрещается принуждать потребителя приобретать продукцию ненадлежащего качества или ненужного ему ассортимента». А также к статье 19, в которой написано, что запрещается требование оплаты продукции, если потребитель не давал прямого и недвусмысленного согласия на ее приобретение.
-
Если аргументы не возымели действия, пишите заявление на имя руководителя торгового предприятия с просьбой не требовать оплаты за разбитый товар на основании Закона Украины «О защите прав потребителей». Проследите за регистрацией поданного вами документа.
-
Если вас вынудили оплатить товар, обратитесь с заявлением в местное управление по делам защиты прав потребителей.
Испробованные уловки
-
Иногда продавцы намеренно ставят поврежденный товар таким образом, чтобы кто-то из покупателей его уронил и оплатил. Ведь во многих торговых точках за порченную продукцию приходится рассчитываться самим торговцам. Поэтому:
-
не торопитесь при выборе покупки;
-
прежде чем брать что-либо с полки, внимательно посмотрите, не лежит ли сверху бьющийся предмет;
-
старайтесь не вытаскивать изделия снизу или задних рядов; сначала снимите товар сверху, а затем выберите нужное вам из закутков;
-
не берите в руки явно бракованные вещи или те, на которых видны трещины.
Куда обращаться за помощью?
Управление по делам защиты прав потребителей в Одесской области находится по адресу:
г. Одесса, ул. Канатная, 83.
Телефон: (048) 722-61-68.
Очень интерессная и полезная статейка! Довольно часто случаются ситуации, когда в магазине задеваешь какой то товар, а на тебя сразу нападают со стороны охраны, администраторы! Спасибо за такую статью!!!
мочи товары — коси бабло. капиталистам смерть! они нам за все ответят…
Очень четко подмечено, с професиональной точки зрения очень правильно и логично!
Прикольно!
ну просто очень-очень! ))))))))
Спасибо за статью и номер телефона!