Тысяча студентов столичных вузов, обвешавшись флагами и мегафонами, быстро шагает от Крещатика к заснеженным печерским холмам. Там — здания парламентских комитетов. Студенты требуют, чтобы парламент не разрешал вузам посреди учебного процесса поднимать цены, не лишал бесплатного обучения заочников и не требовал от университетов иметь минимум шесть тысяч студентов. В противном случае статус Острожской академии, например, с ее двумя с половиной тысячами спудеев снизится до колледжа, а Национальная Киево-Могилянская академия с тремя с половиной тысячами будет балансировать на грани.
Есть ли шансы учиться за счет государства?
Еще одно требование студентов — не сокращать госзаказ. И не случайно: если в парламенте новый закон о высшем образовании пока только обсуждается, то в вузах бюджетные места уже сокращаются — на 42%. Об этом официально сообщил Министр образования Дмитрий Табачник. По сравнению с прошлым годом в 2011 году у абитуриентов будет на 56 тысяч меньше возможностей учиться за счет государства.
— Количество выпускников школ в этом году резко уменьшится – где-то на 160 тысяч, — обьяснил «Свідомо» министр. — Эта разница и составляет 42 процента.
Мы взялись за калькулятор. В прошлом году школы закончило 330 000 учеников. Поступали в вузы на сто тысяч больше — 430 000. Бюджетных мест было 132 тысячи. Соответственно, шанс поступить бесплатно имели 307 человек из каждой тысячи поступающих.
В этом году со школьного двора уйдут 199 000 учеников. Выпускников прошлых лет, по прогнозу Украинского центра оценивания качества образования, поступать будет 71 000. (Интересно, что столько же прогнозировали в прошлом году, но в действительности пришло сто тысяч). А число бюджетных мест сократили до 76 тысяч. То есть шанс учиться бесплатно в лучшем случае получит 281 человек из тысячи абитуриентов.
И это не последние грустные новости для студентов. В официальном письме Табачника говорится, что стать специалистом и магистром теперь может не каждый студент-бюджетник. После четвертого курса вузы должны «помахать рукой» каждому десятому студенту, шестерым из десяти — дать возможность учиться дальше на специалиста. И лишь трое из десяти студентов смогут стать магистрами, то есть получат полное высшее образование с правом преподавать.
Боитесь не попасть в их число? Готовьте деньги! В Национальном университете имени Тараса Шевченко магистратура сейчас стоит от 5 400 до 30 000 гривен, в Киевском национальном экономическом университете имени Вадима Гетьмана — почти двенадцать тысяч, в Национальном авиационном университете (НАУ) — 6500-17900 гривен.
Кому достанется больше денег налогоплательщиков?
В бюджете на этот год специальное финансирование предусмотрено только для четырех университетов. Это — университет имени Шевченко, НАУ, Киевский политехнический институт (КПИ) и Национальная юридическая академия имени Ярослава Мудрого.
На них было выделено полтора миллиарда гривен: 546 миллионов — для КПИ, 514 — для университета Шевченко, 243 — для НАУ и 145 – академии Ярослава Мудрого. Такие же суммы вузы получили в 2010 году. Хотя тогда университетов со спецфинансированием было пять: еще 23,5 миллиона гривен было прописано для Острожской академии. В этом году вуз вычеркнут из списка. Интересно, что именно администрация Острожской академии выступила против министерской идеи установить шеститысячную планку студентов для статуса университета. В то время как главы остальных четырех вузов единогласно поддерживают все действия Табачника.
Ректор университета имени Шевченко Михаил Губерский одновременно возглавляет Союз ректоров Украины. Как только Табачника назначили, Губерский собрал в своем университете ректоров всей страны и восторженно поддержал идеи министра.
Администрация КПИ во время студенческой «анти-Табачной» кампании под угрозой отчислений запрещала студентам выходить на митинги. Проректор НАУ Максим Луцкий является главным единомышленником министра в парламентском комитете по образованию.
Поддержку демонстрирует и проректор академии имени Ярослава Мудрого Вячеслав Комаров.
Зато ни копейки специального финансирования не получит Киево-Могилянская академия. Ее президент Сергей Квит сам призывал студентов на улицах протестовать против политики Табачника. Сейчас академия и Министерство образования и науки спорят о праве «Могилянки» готовить докторов философии. Квит игнорирует любые мероприятия, устраиваемые Минобразованием, а Табачник регулярно заявляет о безответственности руководителя академии. Кроме того, вузу уже сообщили, что в этом году на обучение студентов за счет государства «Могилянка» получит на миллион гривен меньше. Один из последних приказов Квита звучит так: «В связи с финансовой ситуацией приказываю все массовые мероприятия и собрания в помещении академии после семи вечера ограничить. В выходные и праздники ограничивать в течение всего дня».
После семи вечера окна академии гаснут — чтобы экономить электроэнергию.
Кто подтолкнул студентов к бунту?
Проект закона «О высшем образовании», который вызвал протесты студентов, в парламент внесли депутаты от Партии регионов Максим Луцкий, Александр Ефремов и Сергей Кивалов, бютовец Алексей Логвиненко, литвиновцы Олег Зарубинский и Игорь Шаров, и коммунистка Екатерина Самойлик. Голосами членов парламентского комитета по образованию (регионалов Максима Луцкого, Владимира Лычука, Михаила Зубца, Виталия Курило, коммунистки Самойлик и нунсовца Давида Жвании) законопроект тайно от остальных членов комитета и журналистов был рекомендован Раде на утверждение.
Максим ОПАНАСЕНКО, бюро журналистских расследований «Свідомо», специально для «Одесской жизни».
Желающих получить высшее образование в Одессе становится все меньше
А вот в одесских университетах утверждают, что сокращение бюджетных мест не ударит по абитуриентам. Как рассказал в интервью «Одесской жизни» председатель Совета ректоров высших учебных заведений Одесского региона Сергей Степаненко, наборы в вузы на бюджетные места сократились пропорционально количеству поступающих. Более того, конкурс на бюджетные места может стать несколько ниже. Дело в том, что одесские вузы в большинстве своем имеют техническое и естественно-научное направления, по которым существенных сокращений не предвидится.
— Конкурсная ситуация для одесских абитуриентов не изменяется ни на йоту, — уверен Сергей Степаненко. — К сожалению, число поступающих сократилось на 40%. Это самая главная проблема.
По словам ректора, вузы всерьез обеспокоены поиском студентов в других регионах, чтобы заполнить пустые парты.
Что же касается изменения стоимости контракта в период обучения, то ректоры видят в этой норме большой плюс для высшей школы.
— Эта норма спасет вузы от банкротства. Без нее университеты не смогут ни обновлять материально-техническую базу, ни делать ремонтные работы, — утверждает Сергей Степаненко. — Попробуйте договориться с магазином о том, что вы будете покупать в течение четырех лет любой продукт по фиксированной цене. У вас это наверняка не получится, ведь цены постоянно меняются. А стоимость контрактного обучения на 70% состоит из заработной платы преподавателей.
Всё понятно!!! Государство не финансирует образование!!! Ему не нужны образованные люди!!! Быдлом ведь управлять легче!!! Зато можно чиновникам выдавать зарплаты в десятки тысяч гривен!!!