Известный одесский журналист и писатель Александр Юрченко предложил на суд читателей исторический роман «Федор Курицын. Повесть о Дракуле». Его герои живут и действуют в XV веке, когда государь российский обеспокоен тем, чтобы сберечь единство и монолитность своей державы. Следуя исторической правде, автор раскручивает почти детективную интригу…
Все началось с почтовой бандероли
— Александр, одесситам вы больше знакомы как журналист, автор путевых заметок. И вот, наконец, большой роман. Эта книга стала плодом многолетних странствий или был какой-то толчок, побудивший вас к работе над историческим романом?
— Конечно, путешествия помогли. Они сформировали у меня серьезное отношение к истории. Я увидел, что практически везде люди бережно относятся к тому, что создано руками их предков.
Действие моего романа «Федор Курицын. Повесть о Дракуле» происходит в конце XV века.
А подтолкнуло меня к написанию романа одно почтовое отправление…
Лет шестнадцать назад в Одесский археологический музей пришла бандероль из Америки, в которую были вложены письмо и памятная медаль. Автор письма, американец румынского происхождения, сообщал интересные подробности из жизни Дракулы. В частности, он назвал его настоящее имя — Влад Басараб — и рассказал, что ничего общего с кровожадным Дракулой тот не имеет. Это был господарь Валахии (область современной Румынии), и прославился он справедливостью и военными победами над турками. На медали был изображен сам Влад Басараб.
— Неужели все так и началось — с бандероли?
— Да, так и было. Подобные письма автор разослал в 50 ведущих музеев мира с целью поведать истину о валашском господаре. Вот и мне захотелось написать правду о Дракуле. Я начал собирать сведения о нем и наткнулся на древнерусскую повесть «Сказание о Дракуле», авторство которой приписывалось дьяку по иностранным делам Великого князя Ивана III Федору Курицыну. Произведение было уникальным, ведь в то время больше писали на религиозные темы, переписывали Библию, Евангелие, жития святых. Светская же литература была редкостью, поэтому меня заинтересовала личность писателя — Федора Курицына.
Написав с десяток страниц, я положил рукопись в ящик стола… на долгие пятнадцать лет. И только в августе 2009 года, перебирая домашний архив, я наткнулся на эти машинописные странички, прочитал и… загорелся желанием продолжить работу.
Федор Курицын опередил свое время
— Почему именно героем повествования стал граф Дракула?
— В общем-то, герой произведения — не сам Дракула. Главные персонажи романа — Великий князь Иван III, его жена Софья и сам Федор Курицын. И рассказ о них идет на фоне повести о Дракуле, которая впервые в современной литературе приводится в моем романе полностью, с описанием всех жестокостей, приписываемых Дракуле.
В процессе работы первоначальный замысел расширялся. Мне стало интересно, почему Федор Курицын — дипломат, философ, вольнодумец, решил описать жизнь кровожадного властителя.
Во всех энциклопедиях, включая словарь Брокгауза и Эфрона, о Федоре Курицыне можно прочитать всего несколько строк: древнерусский политический деятель, представитель боярской фамилии, философ, писатель и поэт эпохи Ивана III. Однако в процессе моих поисков выяснилось, что Федор Курицын был не просто образованным, а высокообразованным человеком, пытавшимся реформировать русскую церковь.
— Читая книгу, невозможно не почувствовать доброе расположение и даже симпатию автора к своему герою. Кто для вас граф Дракула, которого все мы больше знали как изверга и кровопийцу?
— Для меня, как и для моего героя Федора Курицына, Дракула прежде всего — государственный человек. Его век был жестоким, и Дракула — дитя своего времени — был властолюбивым, жестоким, но по-своему справедливым. Он вершит суд над своими подданными: наказывает нечестных людей, воров, лодырей и, напротив, награждает людей честных, искренних, находчивых. Дракула постоянно загадывает головоломки всем, с кем сталкивается в жизни: с иностранными купцами, послами, монахами… Те, кто выдерживают испытание, остаются жить, остальных Дракула сажает на кол. Поэтому у него есть второе прозвище — Цепеш — дословно «сажатель на кол».
С позиций сегодняшнего времени его можно осуждать за то, что он вершит суд самолично, заменяя собой правосудие. Но таким было то время…
Дракула и демократия: что общего?
— Не кажется ли вам, что можно провести исторические параллели из жизни того государства, в котором жил Дракула, и современной Украины?
— Параллелей можно провести много, и не только с Украиной. Власть — это всегда аппарат подавления человека, сколько бы ни рассказывали сказок о европейской демократии. Власть часто делает то, что выгодно ей, а не человеку. В средние века кровопийцей был не один Дракула, а практически все государи того времени.
В современной Украине те же шекспировские страсти: борьба за власть, предательство, лицемерие… Простой человек — разменная монета. С ним никто не считается, так же как во времена Дракулы или Ивана III.
Павел АКСЕНОВ.
Наше Досье
Александр Юрченко — журналист, писатель
Образование — инженер-теплотехник
Работа — на Дальнем востоке, строительстве Чернобыльской АЭС. Участник ликвидации последствий аварии на ЧАЭС
Журналистская деятельность — газета «Юг», группа изданий «Город»
Увлечения — история, путешествия.