В последнее время в редакцию стало поступать все больше обращений от взволнованных одесситов. Суть жалоб такова: в городе стало меньше маршруток, в оставшихся машинах постоянная давка, из-за этого люди все чаще опаздывают на работу. «Одесская жизнь», реагируя на просьбы своих читателей, решила разобраться в этом вопросе и выяснить, в чем же причина загадочного исчезновения маршруток…
Не пробиться, не войти
Жительница поселка Котовского Ирина Нефедова каждый день встает в шесть утра, чтобы в девять быть на работе на проспекте Шевченко. Уже много лет она пользуется проверенным маршрутом №242. И если раньше она могла пенять только на длительность проезда, то сейчас добавились новые проблемы.— Я всегда выхожу в определенное время, — жалуется одесситка. — Раньше маршрутки ходили одна за другой, и мне, как правило, удавалось заскочить во вторую по счету. Но несколько недель тому начался какой-то ужас. Маршрутки стали ходить реже, к моей остановке они подходят уже забитыми, и мне удается сесть лишь в четвертую, а то и в пятую машину…
Перевозчики выжидают, водители бегут
В чем же дело? Действительно ли стало меньше машин? Первое, что приходит на ум, так это то, что сейчас мы пожинаем плоды проверок перевозчиков, инициированных силовыми структурами после жуткой аварии в Днепропетровской области. Однако сами транспортники придерживаются другой точки зрения.
— Буквально на днях был принят новый Налоговый кодекс, — говорит директор научно-производственного центра «Экономинформ» Георгий Хаскин. — Я не исключаю, что причиной уменьшения машин на маршрутах стала осторожная позиция перевозчиков. Многие либо вовсе отказываются от этого бизнеса, либо выжидают, что же будет дальше.
— Дело в том, что в этом году были приняты изменения в Закон «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности», которые отныне обязывают работодателя официально принимать на работу всех водителей и регулировать условия труда, — говорит глава областного профсоюза перевозчиков Владимир Чечеткин.
— По большому счету, это невыгодно никому: ни работодателям, которые вынуждены платить больше налогов, ни водителям, большинство из которых являются хозяевами своих машин. Судите сами: раньше субъекты предпринимательской деятельности с каждой тысячи гривень платили в Пенсионный фонд 220 гривень, теперь эта сумма выросла до 330, а с учетом всех других налогов — до 490 гривень. В итоге мы имеем колоссальный отток водительского состава, люди вместе со своими машинами попросту уходят в другие сферы деятельности.
Тариф тот же, цены — другие
О нехватке водителей-профессионалов говорят практически все перевозчики. В основном, на маршрутках работают приезжие из районных центров. Они хуже знают город, его специфику, это тоже сказывается на качестве обслуживания.
— Профессия становится непопулярной, одесситов в этой сфере единицы, сейчас даже водители из области не особо хотят идти на работу, — говорит директор «АТП Киностудии» Виталий Вакалюк. — Содержать и обслуживать машины становится все труднее и труднее. Цены на все растут, а тариф на проезд остается тем же.
— Мы просто не вытягиваем, — делится с «ОЖ» главный инженер по безопасности движения ОАО «Экспресс» Сергей Федорович. — Год назад колесо стоило 380 гривень, сегодня 1650, и это китайское колесо, а нормальное — больше двух тысяч гривень. А у нас на пяти маршрутах 122 машины.
Хамство без одесской прописки
Очень много нареканий со стороны пассажиров вызывает само качество обслуживания в одесских маршрутках. Водители часто хамят, чего греха таить, курят в кабине, громко включают музыку. По мнению главного инженера по безопасности движения ОАО «Экспресс» Сергея Федоровича, именно здесь и проявляется фактор «водителя из области».
— Как водители, они, конечно же, не хуже местных, но часто бывают более грубыми, так как не знают специфики местного колорита, — говорит он. — Там, где одессит отшутится, приезжий может нахамить.
Нет денег — нет запчастей!
Сами водители маршруток о проблемах говорят охотно, и того факта, что машин на маршрутах стало меньше, не отрицают.
— Милицейские проверки тут не при чем, они всегда были, главное — это дороговизна и дефицит запчастей, — сетует Виктор, работающий на маршруте №168. — На СТО выстраиваются целые очереди. Тем, у кого свои машины, сейчас очень тяжело. Денег на ремонт нет, а платить перевозчику надо регулярно. Вот и бывает, что ребята по неделе не выходят на маршрут, ждут, пока появятся деньги. А кто их в это время заменяет? Никто! Вот и становится меньше машин.
Водители-зомби
По мнению директора научно-производственного центра «Экономинформ» Георгия Хаскина, несмотря на тщательные проверки, одесские водители маршруток продолжают нарушать трудовое законодательство, что увеличивает возможность ДТП.
— У нас ведь как — водители часто работают «до последнего клиента», — говорит он. — Ездят до полуночи, пока отгонят в гараж машину, пока до дома доберутся… а их потом ставят на 5.30 утра на выезд. То есть человек отдыхает три-четыре часа и снова — за «баранку». Такие случаи отнюдь не редкость. Но это уже не водители, а зомби! Без согласования водитель имеет право работать десять часов, по согласованию — двенадцать. Если говорить о количестве ДТП, то Одесса ничем не хуже других областных центров Украины, но если в целом, то все очень плохо…