Накануне Всемирного дня учителя мы познакомились с несколькими необычными одесскими педагогами. Работают они с особенными детьми, обучение которых — большой взаимный душевный труд. Впрочем, и они, и их ученики рассказывают о нем с радостью.
Школа, где не ругают за болтовню на уроках
Тамара Осика работает в школе, где на уроках всегда тихо. И не потому, что дети очень послушные, а потому, что им сложно говорить. Тамара Васильевна — учитель украинского языка и литературы в одесской школе-интернате №91 для глухих детей…
– У меня два образования – рассказывает учитель. – Я филолог и сурдопедагог, подготовленный для работы с глухими детьми. Но вузовской подготовки мало. Глухих детей нужно прежде всего любить. Они чувствуют, какой вы человек, по одному взгляду.
По словам Тамары Васильевны, с шести лет, когда дети приходят в школу, приходится впервые учить их говорить — на языке жестов и устно.
– Лучше всего нашим детям даются точные науки, а также искусство и спорт, – отмечает педагог. – Люди, лишенные слуха, лучше выражают руками то, чего им не дано выразить в устной форме. Потому многие из наших воспитанников становятся отличными стоматологами-протезистами, художниками и даже олимпийскими чемпионами.
Музыка воспитывает доброту и чуткость
А еще в нашем городе на улице Баштанной находится музыкальная школа №8. Здесь существует «Струнный отдел». Одним из направлений его работы является обучение музыке слабовидящих детей.
– Для детей у нас индивидуальные занятия и художественные кружки, – объяснила заведующая «Струнного отдела» и преподаватель по классу скрипки София Красилова. – Кроме того, мы занимаемся благотворительной деятельностью, выступая в интернатах и санаториях.
По словам педагога, для обучения музыке детей с ограниченными физическими возможностями, в первую очередь, необходимы терпение и любовь к своим ученикам.
– Не всегда этим деткам все понятно с первого раза, но задача преподавателя – объяснить все доступно и повторить столько раз, сколько потребуется ребенку, – отмечает София Васильевна. – Музыка дает возможность ребятам показать свои чувства. И уж если они не могут воспринимать мир визуально, то способны выразить свое видение в звуке.
В мир — через сказку
Анна Слепенцева-Свирид работает психологом в детском центре развития «Образ». Она учит детей с эмоциональными расстройствами осваиваться в обществе и общаться со сверстниками. Помогает ей в этом особый «инструмент» – сказка…
– Мой «предмет» – сказка-тренинг – очень ценится психологами, рассказывает Аня. – Сказка — это кладезь народной мудрости и знаний, накопленных многими поколениями. Через сказку дети учатся различным социальным ролям и контролю над своими эмоциями.
По словам Анны, главное в работе с психологически закрытыми детьми — любить и чувствовать их. Только тогда сказка поможет ребенку обратить внимание не только на свой внутренний мир, но и мир других детей, развить способность к эмпатии — сочувствованию и сопереживанию.