Новости Одессы и Одесской области

Михаил Водяной: человек, который родился во фраке

«Одесская жизнь» совместно со Всемирным клубом одесситов начинает новую рубрику, посвященную жизни и деятельности выдающихся людей нашего города. Среди них актеры и режиссеры, писатели и музыканты, военные и политические деятели, космонавты и моряки… Мы будем публиковать материалы из биографического справочника «Они оставили след в истории Одессы». Сегодня рубрика стартует с рассказом о знаменитом актере Театра музыкальной комедии — Михаиле Водяном, чье имя носит всеми любимый театр на Пантелеймоновской и годовщину смерти которого одесситы будут отмечать 11 октября.

Страсть к лицедейству проявилась с детства
С 12 лет будущий великий артист участвовал в театральных студиях Ашхабада и Кисловодска. После школы поступил сразу на второй курс актерского факультета Ленинградского театрального института (ныне Санкт-Петербургская академия театрального искусства). Окончил три курса — учебу прервала война… С легкой руки Леонида Утесова, увидевшего в концерте талантливых молодых исполнителей Михаила Водяного и Евгению Дембскую, попробовал себя в жанре оперетты. Актер Пятигорского (1943-1945), затем Львовского (1945-1953) театров музыкальной комедии.
Визитной карточкой Львовского театра стала оперетта И.О. Дунаевского «Вольный ветер», где впервые встретились Маргарита Демина и Михаил Водяной (Пепитта и Микки). Актерский дуэт вскоре перерос в супружеский — романтически счастливый брак длился почти четыре десятилетия.
В декабре 1953 года Львовский театр был переведен в Одессу, обменявшись адресами с Одесским театром Советской Армии, и очень быстро вписался в культурную жизнь города, имея в своих рядах, в частности, самобытного ищущего артиста, у которого главные роли состоялись уже в Одессе.
Одесская публика сразу приняла Водяного, выразительного, музыкального, умеющего создавать образ, а не оставаться в тесных рамках опереточного амплуа. На сцене он — воплощение легкости и элегантности, что называется, «родился во фраке», с хорошим чувством юмора.
По выражению самого артиста, он ощущал себя в Одессе «Колумбом, открывающим новый и удивительный мир, выявляя в нем дорогие для себя и неповторимые черты». Своеобразным посвящением в одесситы для Михаила Водяного стала оперетта «Белая акация» на музыку И. Дунаевского (для первой постановки композитор передал свое произведение именно в Одесский театр). Спектакль стал на многие годы творческой эмблемой театра (реж. И. Гриншпун). Яшка Буксир Водяного был как бы «настоян» на аромате акаций, пропитан воздухом Одессы. Актер при этом показывал не просто шалопая и авантюриста, ему важно было сделать этот образ символом потребительского отношения к жизни, ненавистного самому артисту.

Водяной не играл себя, как это делали другие
Водяной серьезно и сосредоточенно работал над каждым новым спектаклем. Требовательный к себе и другим (многие вспоминали, что с ним было очень непросто работать), он тщательно продумывал для каждой роли свои актерские приемы, штрихи, чтобы потом на сцене играть легко, весело, заразительно, с импровизационной раскованностью. Разный на сцене и в жизни, Михаил Водяной не играл себя, как это делают многие артисты.
Постепенно Водяной превратился в актера широкого амплуа, встал в ряд самых больших комиков своего времени. Газета «Советская культура» писала в 1975 году: «Он фокусник и волшебник одновременно. Он умеет быть интересным в неинтересной роли, потому что может быть на сцене просто Водяным, а это само по себе увлекательно и смешно, это приводит зрителя в состояние радостного напряженного ожидания. В этом «фокус» его мастерства, тайна артистизма».
Актер сумел нанести удар по обветшалым канонам опереточности и своим репертуаром, переиграв перед этим традиционных комических персонажей классической оперетты (к примеру, он был неподражаемым Бони в «Сильве»).

Дулиттл в исполнении Водяного признавался лучшим
В значительной степени помогла М. Водяному работа с главным режиссером Одесского театра М.А. Ошеровским (1962-1977), который добивался от артиста графической точности рисунка каждой роли, остроты гиперболы, углубленного психологизма. Так появились образы: Галушка («Кому улыбаются звезды»); Санчо Панса («Человек из Ламанчи»), сыгранный без привычных шлягерных пританцовок, ироничный, трагикомический; Дулиттл («Моя прекрасная леди»). Отмечалось, что работа Водяного превосходит многих исполнителей этой роли, включая американских. Широкую популярность актеру принесла работа в трилогии об Одессе — спектаклях «На рассвете», «Четверо с улицы Жанны» О. Сандлера и «У родного причала»
В. Соловьева-Седого.
«На рассвете» стал эпохальным спектаклем как для театра, так и для Михаила Водяного, создавшего образ легендарного одесского бандита Мишки Япончика. В исполнении артиста — это не только авантюрист, но и лицедей, комедиант, выстраивающий из своих бандитских налетов эффектные спектакли. Водяной ведет своего героя от пика его шальной славы к полному краху. За буффонадой, трюком встает острая точная мысль.
Запомнилась зрителям и роль Царя в спектакле-капустнике «Русский секрет», где актер с блеском, виртуозно и озорно играл глупого правителя.
Огромный успех имела роль Попандопуло в кинофильме и спектакле «Свадьба в Малиновке». На Третьем Всесоюзном кинофестивале она была признана лучшей комедийной ролью, а Водяной стал лауреатом фестиваля.
Очередная творческая победа в жанре мюзикла состоялась в спектакле «Поздняя серенада»
В. Ильина по пьесе А. Арбузова «В этом милом старом доме» в постановке Э. Митницкого. Драматург написал на афише: «Лучшему Гусятникову, какого я только знаю на советской сцене, замечательному актеру Михаилу Водяному».

Его Тевье был «королем Лир в оперетте»
Последней работой в театре стала роль Тевье в мюзикле «Скрипач на крыше» по произведению Шолом-Алейхема. Водяной играл Тевье — мудрого, тонкого, непримиримого ко всякой лжи. О Тевье-Водяном много писали не только в одесской, но и в московской и киевской прессе, оценки были всегда восторженными. Сам Мастер говорил, что его Тевье — «это король Лир в оперетте».
Помимо огромной актерской нагрузки Водяной занимался административной и общественной работой. Он несколько лет был директором и художественным руководителем театра, многое сделал для постройки нового здания Одесского театра музыкальной комедии, которому в 1994 году было присвоено имя Михаила Водяного. Актер был избран председателем областного отделения Украинского театрального общества и в этом качестве успел сделать немало для театров Одессы.
Уже много лет в театре имени Михаила Водяного идет «Бал в честь короля» — спектакль, в котором встречаются сценические образы, созданные артистом. Это живой сценический памятник Мастеру, которого любит и помнит Одесса.

Умер Михаил Григорьевич 11 октября 1987 г. в Одессе. Похоронен артист на Втором Христианском кладбище, на его могиле установлен памятник работы скульптора Алексея Копьева и архитектора Евгения Оленина.
Татьяна ЩУРОВА,
зав. отделом искусств библиотеки имени М. Горького.

Выскажите ваше мнение. Это важно.
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Еще по теме
Все новости

купить квартиру в Одессе

Выбор редакции