Статьи

«12 стульев» в одесской Музкомедии: мистика трагического фарса

В Одесском академическом театре музыкальной комедии им. М.Водяного — праздник: отгремели овациями первые два премьерных спектакля «12 стульев» по истинно бессмертному роману наших И.Ильфа и Е.Петрова. Музыка — А. Злотника, стихи — А.Вратарева.

Чем удивила зрителей одесская Музкомедия?

Зритель был в ожидании и нетерпении: много раз перечитанный роман, активно подаваемый в советские времена в качестве «советской сатиры», не раз экранизированный, с героями, которые, кажется, давно стали если не родными, то такими «близко знакомыми»… Что же нам «подаст» в этом смысле театр? Чем удивит?

А увиденное не просто удивляет, оно поражает, что называется — выстреливает. И дело не только в том, что огромная череда сюжетных поворотов как-то «умудрилась» вложиться в спектакль в двух действиях. Все оказалось глубже, а, точнее, трагичнее.

Подсказка нам дается еще перед спектаклем, жанр которого обозначен как мистический трагифарс.

Фарс — в каждой сцене. Равно как и сценические сюрпризы. Как натурально оживают ящики картотеки архивариуса Коробейникова! Встреча Кисы (Владимир Фролов, Андрей Мирошниченко) с бывшей возлюбленной сопровождается таким «душераздирающе-жасминовым» романсом, что даже Остап (Сергей Мильков, Денис Фалюта) в какой-то момент проникается всем происходящим.

Знойная женщина, мечта поэта (без «привычно-показательных» складок жира на талии) искренне тоскует по своему исчезнувшему «суслику» Бендеру. Девушка, слушающая «гаврилиаду» Ляписа — в показательном экстазе, и это ее новомодное «о, когнитивная экзистенция!» в качестве оценки «высокой поэзии» вызывает искренний хохот.

Ну разве можно все перечесть?!..

Когда смех замешан на слезах

Хохота много, и не быть его не может, уже просто потом, что и в самом деле смешно. И постоянно меняющаяся картинка заднего плана, все красочные спецэффекты — и еще одна подсказка, и очередной фарс с двойным дном, такой вот фокус-загадка: вы догадались, о чем это?

И обещанной мистики хватает. Появляется из ниоткуда и исчезает в никуда (прямо на глазах у зрителя!) призрак тещи предводителя дворянства. Поднятая рука «проваливающегося сквозь землю» отца Федора (Владимир Кондратьев) вообще заставляет вздрагивать…

О дрожи — не случайно. Надо же: такая знаменитая классика! А в постановке главного режиссера театра Владимира Подгородинского (он же — автор либретто) она зазвучала совершенно по-новому. И вот ведь как: происходит это совершенно незаметно. Потому как все идет «по правилам»: привычно появляется в городе Остап и привычно требуют у него мальчишки беспризорники десять копеек, и дворник от «кому и кобыла невеста» переходит к теме уехавшего барина.

И да, привычно потрошатся стулья героями, и обделенные старухи в богадельне поют хором, и Остап виртуозно обменивает украденное у супруги ситечко на очередное полукресло мастера Гамбса… И, и, и…

Вот только трагичен весь этот фарс, смех здесь густо замешан на слезах. И дело вовсе не только в том, что Киса вонзает нож в Бендера. Мы с вами ведь хорошо знаем, что Остап Ибрагимович остается жив и скоро пустится в новый путь за новым богатством.

Загадка спектакля «12 стульев» в ОАТМК

Вы только вглядитесь в последнюю сцену спектакля: Ипполит Матвеевич восседает на стуле, как на троне. А еще проще: его личным жизненным троном стал все тот же выпотрошенный стул. Бывший предводитель дворянства ободран во всех смыслах. И окружают Ипполита Матвеевича все те же призраки: теща, возлюбленная, «убитый» им Остап, «провалившийся» отец Федор.

И сам он — как призрак, и никто-никто из других «призраков» ничегошеньки в результате не получил. За исключением слишком поздно произошедшего у отца Федора озарения: «я душу продал за свечной заводик».

Мистика знакомого сюжета

А моей личной «мистикой» так и осталась загадка спектакля «12 стульев» в ОАТМК: как же так получилось, что совершенно неожиданным стал такой знакомый сюжет, совершенно новыми получились такие известные герои? И как фразы, «куски», диалоги, которые знаешь наизусть, вдруг зазвучали-заиграли так, словно я услышала их в первый раз?

Волшебная сила истинного мастерства, не иначе…

  • Дирижер-постановщик и аранжировщик спектакля — Юрий Литовко;
  • художник-постановщик — Станислав Зайцев;
  • балетмейстер-постановщик — Виталий Кузнецов;
  • хормейстер-постановщик — Сергей Савенко;
  • художник по костюмам — Елена Лесникова.

Еще статьи и новости об одесской Музкомедии

Фото Марии Котовой

Share
Мария Котова

В журналистику пришла достаточно поздно, слишком затянулся «поиск себя». В работе над материалами придерживаюсь правила: читателю должно быть интересно, должно «цепануть». Уделяю много внимания подаче: считаю очень важным, чтобы это блюдечко получилось с достойной каемочкой. Автор четырех изданных книг прозы.

Recent Posts

  • Статьи

Афиша Одессы 22-24 ноября: бесплатные спектакли, экскурсии, выставки

Мы живем во время исторических событий. 10 лет Революции Достоинства, 20 лет Оранжевой революции, годовщины… Read More

2024-11-22
  • Новости

Сотрудники «Инфоксводоканала» откликнулись на призыв сдать кровь для раненых

К руководству предприятия обратились сотрудники областной станции переливания крови с просьбой сдать кровь для нужд… Read More

2024-11-22
  • Новости

Одесская область: сострудники ТЦК продавали отсрочки от мобилизации

В Одесской области два сотрудника районных территориальных центров комплектования и социальной поддержки продавали военнообязанным отсрочки. Read More

2024-11-22
  • Новости

В Пивденный «на щите» вернулись боевой медик и наводчик ПТРК

В Пивденном простились сразу с двумя погибшими воинами - солдатом Марковским Игорем Григорьевичем и боевым… Read More

2024-11-22
  • Новости

В Одессе автобусы на Пересыпь вернулись на привычный маршрут

С пятницы, 22 ноября, в Одессе возобновлена работа автобусов № 105 и №105-А по постоянному… Read More

2024-11-22
  • Новости

Ремонтные работы в Одессе: список улиц, где не будет света сегодня

В пятницу, 22 ноября 2024 года, в связи с плановыми работами на городских электросетях некоторые… Read More

2024-11-22