Верховная Рада в первом чтении приняла новую редакцию проекта Налогового кодекса (НК). По словам Премьер-министра Николая Азарова, в ней заложены механизмы, которые будут способствовать выходу страны из кризиса и ускорению экономического роста. Однако Президент проект НК не подписал…
Предприниматели волнуются
К основным позитивным изменениям, декларируемым в новой редакции НК, можно отнести снижение с 25% до 20% в 2011 году налога на прибыль предприятий с дальнейшим ежегодным снижением до 17% к 2015 году; уменьшение ставки НДС до 17%; уменьшение количества отчетов, которые подаются в органы налогового контроля.
Однако, при более детальном рассмотрении некоторых положений проекта НК, возникают сомнения в их позитивном воздействии на развитие предпринимательской деятельности. Так, например, при снижении ставки налога на прибыль, изменяются механизмы его подсчета. Предполагается отменена существующей нормы, по которой предприниматель может относить на затраты все расходы, связанные со своей деятельностью. Для предприятий, имеющих сеть филиалов, отменяется возможность налоговой консолидации в рамках всего предприятия, т.е. убытки отдельных филиалов не смогут быть включены в затраты всего предприятия. А уж как печалит предпринимателей расширение условий, при которых органы налогового контроля имеют право самостоятельно рассчитывать налог на прибыль! Налоговая теперь сможет это сделать при наличии решения суда, которым лицо признано виновным в уклонении от уплаты налогов. А также, если будет установлено, что при осуществлении процедуры таможенного оформления и выпуска товаров налоговые обязательства плательщика были занижены в таможенных декларациях.
Что касается снижения ставки НДС, то, теоретически предприятия-плательщики смогут высвободить часть своих денежных средств и использовать их на развитие производства, инвестирование в новые технологии и прочее. Опасения же у предпринимателей вызывает механизм возврата НДС. Проектом Кодекса предусматриваются различные сроки возмещения этого налога: два отчётных периода при экспорте товаров, инвестиционных расходов и сезонной деятельности и 12 отчётных периодов — на другие виды операций. В связи с этим, ряд экспертов считает, что ситуация с возвратом НДС только усложнится.
Малому бизнесу проектом НК предусматривается введение налоговых каникул аж до 31 декабря 2015 года. При этом сохраняется упрощенная система налогообложения. Претендовать на нулевую ставку смогут юридические лица, доход которых не превышает 100 тысяч гривень в год, и физические лица, ведущие хозяйственную деятельность, объём доходов которых не превышает 300 тысяч гривень в год.
А вот возможность минимизации налогов путем оформления сотрудников в штат по договорам с частными предпринимателями исчезнет. Поскольку новый проект НК определяет, что если частный предприниматель является штатным сотрудником, то он должен уплатить подоходный налог.
В целом, по мнению правительства, принятие Налогового Кодекса приведет к сокращению теневого сектора экономики на 30%.
Чего ждать простым гражданам?
Простой гражданин на языке органов налогового контроля — лицо физическое. Однако и ему в проект Налогового кодекса заглянуть стоит.
Первое, что гражданина там может насторожить — это пятипроцентный налог на прибыль от процентов по депозитным вкладам. В принципе, это справедливо: получаешь доход — плати налог, но неприятно. Впрочем, несложно посчитать, что при вкладе, скажем, в 10 000 гривень под 12% годовых, заплатить придется всего 60 гривень. Здесь, как ни странно, больше страдают банки, поскольку на них возлагается обязанность начислять и взимать налог с депозитов. Учитывая общее количество вкладчиков по всей стране, банкам придется создавать целые отделы по начислению налогов с вкладчиков.
Интересы многих граждан может затронуть положение о налоге на недвижимость, отличную от земельных участков. В различных вариантах проекта НК предполагалась различная минимальная необлагаемая налогом площадь — от 50 до 100 кв. метров. Однако, в официальный проект Кодекса эта статья не попала. Так что пока рядовые граждане могут спать спокойно на всей площади своей недвижимости. Переживания начнутся, если это положение появится в очередной редакции.
А вот владельцев авто вряд ли порадуют новые ставки транспортного сбора, если НК будет подписан Президентом без изменений в этом разделе. Транспортный сбор для автомобилей с объемом двигателя до 1000 куб. см может быть увеличен с трех гривень до шести за 100 куб. см; для авто с объемом двигателя от 1001 до 1500 куб. см — с пяти до 10 гривень, а для автомобилей с объемом от 1501 до 1800 куб. см — с семи до 14 гривень.
Новый НК предусматривает повышение акцизного сбора в два раза при регистрации новых автомобилей стоимостью 50–100 тысяч евро, при стоимости от 100 до 150 тысяч евро — в три раза, свыше 150 тысяч евро — в четыре раза.
Впрочем, владельцев таких авто простыми гражданами как-то назвать язык не поворачивается. Кстати, может измениться цена на парковку автомобилей. Новая редакция Кодекса, устанавливает парковочный сбор в размере 0,03–0,06% от минимальной зарплаты за 1 кв. метр.
Надеяться на то, что в связи с снижением НДС снизятся цены на товары и услуги, гражданам не стоит. Большинство экспертов считает, что это приведет лишь к увеличению маржи продавцов, но никак не к снижению цен.
Если окажется, что новая редакция лишь усилит налоговый пресс на представителей малого и среднего бизнеса, то вряд ли будет решена проблема зарплат «в конверте». Как известно, такой вид оплаты труда широко распространен в нашей стране. Однако, если предприниматели тем самым минимизируют свои налоги, то наемные работники обрекаются на социальную незащищенность сегодня и в будущем.
Президент не подписал Налоговый кодекс
Налоговый кодекс в его нынешнем виде не будет им подписан, заявил Виктор Янукович. В то же время Янукович называет шагом вперед сам факт рассмотрения новой редакции Налогового Кодекса, в котором, по словам главы государства, есть «много существенных позитивов». Глава государства призвал правительство и парламент учесть все конструктивные предложения к законопроекту о Налоговом кодексе и принять его в ближайшие сроки.
Мнение эксперта
Николай Игоревич Шутов, доктор экономических наук:
— В проекте Налогового кодекса, представленном в Верховной Раде, перечислено 18 общегосударственных налогов и сборов. Местным советам оставлены всего один налог и три сбора, что в корне противоречит официальным декларациям об укреплении материальной базы местных советов. Предельный уровень ставки установлен в 17% и введены две дополнительные ставки: до 2%, которая будет устанавливаться Верховным Советом АРК, областными, Киевским и Севастопольским городскими советами и до 3% — отдана в распоряжение районных и городских советов.
В итоге получается: если в 2011 году будет переход от ставки налога на прибыль с 25 до 20%, но с добавлением дополнительных ставок, то в аккурат опять выйдет та же ставка в 25%. Таким образом, никакого уменьшения ставки налога на прибыль фактически не происходит.
Предполагалось с 2011 года снижение ставки НДС с 20% до 17%. В официальной редакции Налогового кодекса действующая сегодня основная ставка НДС — 20% оставлена до 1 января 2012 года и только затем ежегодное — на 1% в год — снижение ставки до 17% в 2014 году.
Вводится акцизный сбор на электроэнергию и газ. Увеличиваются акцизы на табак и алкоголь.
О налоговых каникулах для малого и среднего бизнеса можно сказать так: «гора родила мышь». Вот их формулировка из официального текста Налогового кодекса:
— На период с 1 января 2011 года до 31 декабря 2015 года для физических лиц, которые осуществляют хозяйственную деятельность исключительно по оказанию бытовых услуг и объем дохода которых в течение четырех последовательных налоговых (отчетных) периодов (кварталов) при подтверждении статуса плательщика налогов не превышает 300 тысяч гривень, устанавливается нулевая ставка налога. Перечень услуг, которые относятся к бытовым, определяется Кабинетом Министров Украины и не может изменяться в течение бюджетного года.
Замечу, что для физических лиц-предпринимателей критериями для работы на едином налоге устанавливаются — годовой объем дохода до 500 тысяч гривень и количество наемных работников до 10 человек.
Круг бизнесменов, которые могут претендовать на налоговые каникулы, гораздо уже, чем физических лиц-предпринимателей, имеющих право на работу по единому налогу. Кроме этого значительно увеличен перечень сфер деятельности, на которые не будет распространяться система упрощенного налогообложения. Неизменными остаются начисления на фонды оплаты труда предприятий — одна из главных причин тенизации экономики.
В марте 2010 года премьер-министр Украины Николай Азаров подтвердил, что новый Налоговый кодекс, который разработало правительство еще в 2006–2007 годах, вступит в силу 1 января 2011 года. Но в 2007 году в стране была совсем иная экономическая ситуация. И я слабо представляю, как такой, прямо скажем, фундаментальный документ в полтысячи страниц можно кардинальным образом переработать за три месяца, если он за десять лет не был доведен до ума. Естественно большинство концептуальных положений Налогового кодекса 2007 года перешли в проект, представленный Кабмином 15 июня Верховной Раде. А новые постановки, отвечающие сегодняшним кризисным социально-экономическим реалиям и задачам, которые обозначил премьер-министр, реализованы скорее символически.
Таким образом, Налоговый кодекс является тем документом, который затрагивает интересы практически всех граждан Украины. От того, в какой конечной редакции он будут принят, зависит не только то, насколько быстро и эффективно страна преодолеет кризисные процессы в экономике и финансовой сфере, но и то, насколько повысится уровень жизни наших граждан. И очень не хочется, чтобы сбылись мрачные прогнозы о том, что богатые, как всегда, заплатят, по их меркам, немного, а бедные — чуть побольше…
Андрей СОКОЛОВ.