Мы уже писали о том, в какой непростой ситуации оказались многие одесские ветераны: они получили от «Укртелекома» счета «с нагрузкой» за стационарные телефоны. У одних повышение составляло от 20 до 120 гривень, у некоторых — до трехсот. Ответ на вопрос о том, почему это произошло, искал корреспондент «Одесской жизни»…
Ветеранам отправили «письма счастья»
В одесском филиале телекоммуникационной компании повышение объяснили тем, что городские власти не компенсировали, как это полагается по Закону Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты», льготы. Мол, деньги не поступают с августа 2009 года и с этого момента произведен перерасчет. В отделениях «Укртелекома» вывесили объявления: льготы (50% у участников боевых действий и участников войны) распространяются только на абонплату, то есть на 200 исходящих минут. А все, что льготники наговорят сверх этого, они должны оплачивать по установленному тарифу. При этом ветеранам войны пообещали рассрочку на «неподъемные» сотенные счета и пригласили прийти в расчетные отделы компании.Что же делать людям в сложившейся ситуации? Елена Китайская, начальник Департамента труда и социальной политики исполкома Одесского горсовета, пояснила, что большинство пожилых людей в ситуации не разобрались и не заметили, что речь идет не о самой абонплате, а о дополнительных поминутных разговорах. Дело в том, что последние семь лет Минтруда и «Укртелеком» выясняли, следует ли предоставлять льготы на дополнительные поминутные разговоры или нет. Все это время ветераны говорили по телефону, сколько хотели. Однако сейчас выяснилось, что в законе такой нормы нет, после чего «Укртелеком» и разослал льготным абонентам «письма счастья» — счета с просьбой погасить задолженность за дополнительные поминутные разговоры. Возникает закономерный вопрос: если семь лет Минтруда и «Укртелеком» не могли разобраться в ситуации, то как в ней должны были разобраться рядовые потребители…
В «Укртелекоме» от комментариев отказались…
— Почему за чьи-то ошибки и упущения в работе должны расплачиваться льготники? Если бы люди знали, что сверх 200 минут им придется платить в полном объеме, разговаривали бы меньше. Насколько правомерны сегодняшние действия администрации Одесского филиала «Укртелекома»? — спрашивают наши читатели.Мы решили получить оценку создавшейся ситуации непосредственно в «Укртелекоме». А точнее — узнать, почему решение о новом порядке льготной оплаты телефонных переговоров вступило в силу именно с 1 августа 2009 года? Законно ли взимать «долги» задним числом?Увы, заведующая юридическим отделом филиала телекоммуникационной компании Надежда Татомир от комментариев отказалась и порекомендовала обратиться к заместителю руководителя Одесского филиала Петру Чувальскому, который оказался в командировке. А начальник отдела по работе с потребителями Ольга Козловская была на совещании, потом работала с комиссией…
…а вот юристы советуют идти в суд
Тогда мы обратились к юристам.Алексей Плужников, правозащитник, охотно поделился своими соображениями.— В данной ситуации «Укртелеком» поступил неправомерно, — утверждает он. — Даже если у связистов и Минтруда возникло недопонимание, а в результате город в лице Департамента труда и социальной политики задолжал местному отделению «Укртелекома», ни в коем случае нельзя было перекладывать проблемы, возникшие в хозяйственно-бюджетных правоотношениях, на плечи физических лиц — абонентов. Для этого есть, к примеру, областной хозяйственный суд. А вот мнение Николая Пашковского, кандидата юридических наук, доцента Одесской Национальной юридической академии.— Действующий Закон Украины «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты» предусматривает, что ветеранам войны абонентская плата за пользование телефоном устанавливается в размере 50% от утвержденных тарифов, — говорит Николай Иванович. — 16 февраля 1994 года
Кабинетом Министров Украины было принято постановление № 94 «О порядке предоставления льгот, предусмотренных Законом Украины «О статусе ветеранов войны…», пункт 2 которого указывает, что льгота касается абонентской платы за пользование квартирным телефоном и почасовой оплаты местных разговоров.— С другой стороны, Правила предоставления и получения телекоммуникационных услуг, утвержденные постановлением Кабинета Министров Украины от 9 августа 2005 года № 720, определяют абонентскую плату как фиксированный платеж, который может устанавливать оператор телекоммуникаций для абонента за доступ на постоянной основе к своей телекоммуникационной сети независимо от факта получения услуг, — продолжает Н. Пашковский. — Указанные Правила также предусматривают абонентную систему услуг местной телефонной связи с повременным учетом телефонных разговоров, которая включает собственно абонплату и сумму платежей абонента, зависящих от длительности разговоров. Таким образом, неясно, что имел в виду в 1994 году законодатель под понятием «абонентская плата».
Очевидно одно: до последнего времени объем прав ветеранов по оплате телефонных разговоров был гораздо шире.
Как видим, специалисты достаточно едины во мнении, что разрешить ситуацию может только суд. Кроме того, защитить льготников обязана и власть в лице органов социальной защиты. Само название обязывает