На улицах Одессы уже давно не редкость люди, которые передвигаются на велосипедах, гироскутерах, моноколёсах и подобных видах транспорта. Особенно в теплую погоду. И это неудивительно. Во-первых, это полезно для здоровья, а во-вторых, экология уж точно скажет вам спасибо.
Но насколько удобен город для передвижения таким образом, и каковы плюсы и минусы каждого транспорта? Журналистка «Одесской жизни» задала эти вопросы городским фанатам альтернативных видов передвижения.
Юрий Праздников, уроженец Измаила, основатель проектов «ВелоОдесса» и «Больничная коляска», 39 лет
Я езжу на велосипеде с детства. В Одессе — с 2003 года. Периодически использую самокат, общественный транспорт или машины — очень редко. Так как использую велосипед круглый год и езжу на важные встречи в том числе, то периодически беру запасную одежду с собой.
Основные проблемы, которые мешают: загруженность дорог, кривые тротуары, много автомобилей на территории пешеходов, неуважение всех участников движения. Конечно, необходимо делать велодорожки, но, в первую очередь, нужно иметь концепцию улучшения города в общем, а не точечно удовлетворять желания активных групп. Я это вижу как путь, который проходят многие европейские города: сначала центр города закрывается для хаотичного паркования, потом уменьшается количество автомобильных дорог и подключается больше городского транспорта. Ещё одна большая проблема велосипедов — кражи. Хочу, чтобы все понимали, что тросик размером с мизинец для вора — дело нескольких минут. Что нужно делать? Например, я не оставляю велосипед без присмотра на долгое время, пользуюсь несколькими замками, приковывая не только раму, но и переднее и заднее колеса. И ни в коем случае не храню транспорт на лестничных площадках, даже если есть вахтёры. Это наиболее распространенное место кражи.
Яна Сяо, студентка, 19 лет
С самого детства я ездила на скейте, но использовать его как транспортное средство для передвижения по городу начала лишь четыре года назад. Это удобно на небольших расстояниях, до 4-5 километров. Кроме него я использую велосипед и общественный транспорт. Думаю, в Одессе невозможно передвигаться лишь на скейте, потому что есть проблема с качеством дорог и тротуаров: на дорогах опасно, а тротуары, обычно, редко ремонтируют. Другая проблема — это скорость. В городе не существует отдельно выделенных зон для велосипедов или скейтов, потому всегда приходиться следить за тем, не собью ли я человека, не собьет ли меня машина. Несмотря на это, я продолжаю его использовать, потому что, во-первых, это удобно: не нужно никого ждать, терпеть жару в малом пространстве среди людей, зависеть от пробок или времени суток. Во-вторых, это физические движения, которых не хватает в жизни.
Андрей Михайлов, программист, 23 года
Езжу на электросамокате с ноября 2017 года, с перерывом на зиму — с апреля снова катаюсь. Почти каждый день езжу на нём на работу — это намного быстрее, чем пешком, на общественном транспорте или такси. Мне до работы 4 км. Пешком 25-35 минут, на самокате — 10. Использовать исключительно этот транспорт не получится. Электросамокат хорошо подходит для коротких расстояний, от вокзала к стадиону, например. Ехать из центра в конец Таирова, стоя 30-40 минут, напряжно. Много пыли, батареи на путь туда-обратно вряд ли хватит. Я, когда ездил, ещё и колесо пробил. Но для того, чтобы проехать через 5 пунктов в центре в разных сторонах, или поехать набрать воды в баклажки в рюкзаке — идеальный вариант. Ездить на нём в Одессе удобно. Многие просят велодорожки. Я считаю, они не помогут — будут парковаться автомобилисты, пешеходы будут по ней идти, а так хоть просто бдительности не теряешь. Везде пускают, ни в каких супермаркетах проблем не было. Единственное, что неудобно в нашем городе — брусчатка — на Греческой кусочек, на Дерибасовской, Пушкинской. Нужно искать альтернативные маршруты или ехать по тротуару. По снегу ехать не пробовал, но мне и без него при нуле градусов некомфортно из-за горы одежды, поэтому в холод стараюсь его не использовать.
Ольга Красильникова, школьница, 17 лет
В основном я катаюсь на гироскутере, когда выхожу гулять с друзьями. В принципе, он покупается для хорошего проведения времени, не более. Чтобы побаловаться, поиграть в догонялки на колёсах и прочее. Использовать его более практично, например, для поездки на большие расстояния или в другой город, не получится. Он держит заряд всего лишь два часа. Тем не менее, с ним можно сэкономить время на небольших расстояниях: проехаться до школы, к парку, в магазин.
Игорь Стрельцов, мини-мистер Украина-Юг 2013, 11 лет
Я катаюсь на велосипеде каждый день: после школы в парк, в театральную школу на занятия и просто по городу. Начал в 6 лет, но с 9 не расстаюсь с ним. Мне не очень удобно кататься, потому что везде камни, мусор и очень много ям. Например, на Ришельевской один раз так упал, что разбил телефон, повредил руку и колено. Две главные проблемы — это наше место для проезда и велопарковки. Мы, велосипедисты, мешаем и водителям, и пешеходам. Я мечтаю, чтобы сделали велодорожки и чтобы всем выдали велоотражатели для безопасности. Кроме того, нам нужно больше велосипедных площадок и чтобы можно было оставлять велосипеды на школьных парковках. Однако, несмотря на это, считаю, велосипед, экономным, экологичным и удобным видом транспорта. Ещё он помогает не тратить время в пробке, с его помощью больше шансов, что не опоздаешь. И ещё это модно.
Фото автора и из архивов героев рассказа.