Новости

Геолог рассказал, возможно ли построить метро в Одессе

Проект строительства метро в Одессе обсуждают десятилетиями, но у города под землей — свои тайны и проблемы. Почему метро в Одессе необходимо и почему его до сих пор не построили, рассказал геолог Сергей Кадурин.

Ключевые моменты:

  • Одесса давно нуждается в метро, особенно для связи отдалённых районов с центром. Но география и застройка города создают трудности.
  • Под землей — сеть катакомб, слабые породы и грунтовые воды. Строительство тоннелей потребует больших затрат и современных технологий.
  • Даже наземный вариант метро в историческом центре невозможен без ущерба архитектуре. Первым шагом должна стать геологическая карта города.

Почему метро в Одессе до сих пор не построили

О строительстве метро в Одессе говорят уже десятки лет. Город вытянут вдоль моря, а отдалённые районы, такие как Таирова или посёлок Котовского, остаются плохо связаны с центром. Метро могло бы решить проблему, но проект тормозят не только деньги, но и сложная геология региона, рассказал  Сергей Кадурин.

Главная преграда для строительства метро в Одессе — уникальные подземные условия, считает специалист. Под городом — целая система катакомб, которые находятся близко к поверхности, на глубине всего 20–30 метров. Чтобы проложить метро, придётся уходить значительно глубже, сквозь нестабильные породы, а это требует дорогих технологий и гидроизоляции.

По теме: В Одессе просят построить метро, но не сейчас

Район Пересыпи — особая проблема

Один из самых сложных участков — район Пересыпи.  Здесь нет привычных для города известняков, а вместо них — рыхлые речные и морские отложения. Метро в этой зоне пришлось бы строить ниже уровня моря, в нестабильных глинах. Это технически возможно, но крайне дорого и рискованно.

— Если мы поедем через Пересыпь в район поселка Котовского, как это надо сделать там, это может быть сделано, как комбинированная система, когда какая-то часть будет под землей, какая-то над землей. Это зависит от просчета и создания проекта, — подчеркивает Сергей Кадурин.

Кроме того, придётся преодолевать водоносные горизонты, что создаёт дополнительные угрозы обрушений и затоплений. По словам Кадурина, строить метро можно только с надёжной системой водозащиты и герметизации.

Статья по теме: Хроники Одесского метро: почему его так и не построили

Надземное метро — не выход

Альтернативой может быть надземное метро, как в других странах. Но в центре Одессы плотная историческая застройка, и для массивных конструкций просто нет места. Такие проекты могут повредить архитектурное наследие города, особенно если «второй этаж» метро будет проходить над дорогами или крышами домов.

— К тому же это историческая часть города, и это культурное наследие. И вмешательство туда с такими огромными конструкциями, которые должны идти даже где-то там над крышей, это огромная проблема, даже по защите культурного наследия, — говорит геолог.

Стоимость также будет отличаться в зависимости от маршрута. Например, прокладка путей в центре гораздо дороже, чем на окраинах. Поэтому, прежде чем говорить о строительстве, необходимо провести комплексное инженерно-геологическое обследование города.

Первый шаг — понять, что происходит под землей

Перспектива метро в Одессе остается открытой, но скорее как долгосрочный стратегический проект. Для его реализации нужны не только средства, но и новые технологические решения, адаптированные к уникальной геологии города.

— Одессе, для того, чтобы расти, нужно решение большого количества транспортных вопросов, — омечает Сергей Кадурин.

Геолог отмечает, что даже без строительства метро город сталкивается с рисками: разрушение катакомб, изменение уровня грунтовых вод, подтопления. Поэтому важно начать с научного анализа и составления геологической карты. Только после этого можно говорить о реальных перспективах метро.

Ранее мы сообщали, почему в Одессе не могут решить транспортную проблему Аркадии.

 

 

 

Share
Вікторія Басок

Авторка видання "Одеське життя". У медіа та соціальних мережах працює з 2015 року. За освітою - філолог.

Recent Posts

  • Новости

Измаил скорбит: во время отпуска внезапно умер молодой защитник

Военнослужащий-доброволец Дмитрий Красин из Измаила ушёл из жизни внезапно во время отпуска. Он защищал Украину… Read More

02-10-2025 в 14:29
  • Новости

Авария на трассе Киев–Одесса: погибли девочка и ее мать, водителя-лихача задержали

Поздно вечером 1 октября на трассе Киев-Одесса легковой автомобиль врезался в грузовик. Погибли мать и… Read More

02-10-2025 в 13:31
  • Город
  • Статьи

Как одесситы пережили потоп: истории и проблемы одного дня

Позавчерашний потоп в Одессе снова подтвердил: к климатическим сюрпризам природы мы не готовы. Потому что… Read More

02-10-2025 в 12:56
  • Новости

Одесса после потопа: спасатели откачивают воду из укрытий и паркингов, работают круглосуточные экстренные службы

В Одессе спасатели завершили поисковые работы, откачка воды из затопленных укрытий и паркингов продолжается. Теперь… Read More

02-10-2025 в 11:34
  • Новости

Война, день 1317: обстрел железнодорожной инфраструктуры, США усиливают поддержку

2 октября начался 1317-й день полномасштабной войны России против Украины. Ночью враг выпустил более 80… Read More

02-10-2025 в 10:43
  • Новости

Часть Одессы 2 октября осталась без света — адреса отключений

В четверг, 2 октября, ряд улиц в Одессе временно останутся без электроснабжения из-за плановых ремонтных… Read More

02-10-2025 в 09:46