«Одесская жизнь» завершает публикацию заметок известного одесского джентльмена, драматурга, теле- и киносценариста Алексея Овчинникова о VIII Одесском международном кинофестивале, написанных по заказу Всемирного клуба одессситов.
Еще шли последние показы. Двигался на фильм Агнешки Холланд с ее словами в голове. Это будет «анархический, феминистический фильм с элементами черного юмора и сказки». Его название – «Трофей», но наши прокатчики, как водится, – главные креативщики в мире. Так что смотрим «След зверя».
Итак: анархический… Ну да – главная героиня – убивает плохих людей, курит траву и поет «House of the rising sun». А еще прикидывается идиоткой, судящих людей только по гороскопам.
Феминистический… Не особо. Но все злодеи охотники – мужики, факт.
Черный юмор… Да его полно и не только черного.
Сказка? Только в том смысле, что нас долго обманывают, и мы начинаем думать, что звери действительно «охотники на охотников». Внимательные глаза оленя постоянно смотрят на все происходящее…
Фильм неторопливый, но нет ни одной лишней сцены – всё работает. Такую историю и нельзя было рассказать в темпе голливудского боевика. Агнешка Холланд рассказала, что съемки были очень длинными из-за животных. Чуть не три года их снимали. Я, честно говоря, думал: «Посмотрю около часа, все пойму и пойду на фильм закрытия фестиваля. Увлекся, остался досматривать. Прекрасная работа. Жаль – не в конкурсе…
Как я уже сказал, из-за «Трофея» не пошел на «Вечеринку». Жаль, думаю фильм Салли Поттер – прекрасная черная комедия. Вернее – трагикомедия. Да и актерский ансамбль впечатляющий. Надо обязательно потом посмотреть.
Тем временем начали объявлять призеров…
С «Королем Бельгии» я угадал. Гран-При. Кроме прочих достоинств, он оказался близок одесской публике. Я лично рад и поздравляю создателей. Да и сопродюсер фильма Мира Сталева, которая получала приз, показалась мне очень приятной персоной. Она, кстати, решительно собирается снимать продолжение. Желаю поменьше трудностей на этот пути.
Жюри же посчитало лучшим испанский фильм «Лето 1993». Тут есть некоторые возражения. У рекламщиков считается дурным тоном использовать в роликах детей и животных. Так и тут. Девочка прекрасная. Но уж больно вся эта картина сопливая… По мне – с перебором.
Лучшими актерами признали актерский ансамбль из грузинского фильма «Моя счастливая семья». Кино не видел, но отзывы очень хорошие. И знаю, что, там поют! Уже ради этого надо смотреть. Приз за режиссуру тоже взяли создатели этого фильма супруги Нана Эквтимишвили и Симон Гросс.
Лучший украинский фильм – «Dixie Land» Романа Бондарчука. Документальный фильм о судьбах юных музыкантов одного оркестра. Снимали его 7 лет! Уже за это – полный респект.
Лучший документальный – «Главная роль», снятая Сергеем Буковским о собственной маме – актрисе Нине Антоновой.
Лучший короткий метр – «Выпуск’97» Павла Острикова. Комедия о бывших одноклассниках, снятая действующим стенд-ап комиком. Короче говоря, скоро, наверно, мы увидим и комедийный полный метр.
Призы от ФИПРЕССИ, то бишь от кинокритиков, получил полный метр «Уровень черного» и короткометражка «Сирень». Ни тот, ни другой не видел – не буду комментировать. Но, раз критики что-то в них рассмотрели – значит так и есть.
И финал-апофеоз. Награды сразу двум выдающимся женщинам. Приз за вклад в киноискусство получила Агнешка Холланд. О ней я уже писал. Она действительно выдающийся кинодеятель, без всяких оговорок. Ну и, сюрпризно для многих, приехавшая Изабель Юппер получила такого же «Золотого Дюка». Юппер сейчас – французская актриса номер один. И, конечно, ее приезд повышает статус фестиваля. Для того и звали.
Вот и все, фестиваль 2017 закончился, да здравствует фестиваль 2018!
Послевкусие. Жаль, что «Арарат» не выпустил никакой продукции специально к фестивалю… Пока так.