Новости Одессы и Одесской области

Переедет ли мэрия в сгоревшие цеха завода «Краян»? (ФОТО)

Переедет ли мэрия в сгоревшие цеха завода «Краян»? (ФОТО)

Недавно стало известно, что все департаменты и управления Одесского муниципалитета собираются собрать «под одной крышей». Одним из предполагаемых мест, где эту инициативу можно реализовать, является территория обанкротившегося завода краностроения «Краян». Корреспондент «Одесской жизни», отправился посмотреть, в каком сейчас состоянии территория завода.

Завод Краян в начале ХХ векаИзначально, завод «Краян» состоял из ремонтных железнодорожных мастерских, которые построил еще в 1863 году барон Карл Карлович Унгерн-Штернберг. После его смерти, в 1883 году, мастерские перестроили. Вместо временных сооружений сделанных из камня-ракушечника крытых толью, выстроили внушительные здания большого и малого паровозного цеха.

Новые здания были выстроены из красного кирпича и были похожи на железнодорожные мастерские Парижа. В народе они назывались «Бароновскими». Однако в 1923 году, мастерские переименовывали в «Январские» — в честь 5-летия прихода к власти большевиков. В 1930 году, мастерские реорганизовывали в машиностроительное предприятие тяжелого профиля. В этом же году завод получил новое название — краностроительный завод имени Январского восстания (сокращенно "Краян").

Ремонт танков в цехе Краяна в 1941 годуВо времена Великой отечественной войны завод производил для нужд армии лопаты, артиллерийские снаряды и минометы. Также завод занимался ремонтом различной военной техники — от танков и зенитных орудий до самолетов. Кроме того, завод производил военную технику — например знаменитый бронетрактор «На испуг».

После войны завод занялся производством кранов высоко качества, которые соответствовали самым высоким международным стандартам. С распадом Советского Союза, завод был приватизирован и официално переименован в «Краян».

Во второй половине 2000-х годов, производственная мощность завода упала до минимума, а большая часть сотрудников попала под сокращение. О том, как тогда работали сотрудники завода, "Одесской жизни" расссказал Николай Парелюлько, который сейчас работает участковым сторожем территории "Краяна":

«Все распродали, а потом еще и уничтожили. Вместо огромного производства — одни развалины остались. Я еще помню, что когда завод почти не работал, к нам пришел кто-то из начальства и сказал, что краны будут строить японцы, а мы будем строить утюги. Официально это все было или нет, сейчас уже не разберешься»,— поделился Николай.

Паровозный цех после пожара 2011 года24 апреля 2011 года в здании большого паровозного цеха начался сильный пожар. Пожар был настолько интенсивным, что большая часть конструкции крыши и железобетонных перегородок обрушились. В целях безопасности, после пожара, оставшуюся часть крыши разобрали. Так, от здания остались только кирпичные стены. После этого, 13 марта 2015 года, произошел обвал одного из зданий кузнечных мастерских, которые находились между пассажирскими платформами. Тогда пассажирский поезд «Интерсити», из-за плохой видимости, наехал на остатки разрушенного здания, что привело к повреждению кузова электровоза и его ходовой части.

Завод Краян в ОдессеСегодня, часть построек завода «Краян» арендует под складские помещения одна из известных торговых сетей. Еще часть построек опечатаны. Кроме того, здание, которое находится у главного входа, ремонтируют. Выполнены облицовочные работы, а в окнах уже установлены стеклопакеты. Вероятнее всего, именно эту часть завода, муниципалитет хочет использовать для того, чтобы собрать в одном здании все департаменты и управления. Однако, как заявил председатель постоянной комиссии по вопросам коммунальной собственности Одесского городского совета Василий Шкрябай, в документах, связанных с этим объектом, оказались серьезные недоработки.

Куда переедут (если переедут) структурные подразделения Одессы, на данный момент не известно. Но подобное решение было бы полезным для транспортной ситуации в городе. Один из ведущих урбанистов Одессы Михаил Мерзейский дает положительную оценку таким действиям властей:

«Следует разводить деловую и административную зону от исторической и рекреационной. Это позволит частично уменьшить транспортный перегруз в историческом центре, который создают сотрудники административных зданий и их посетители», — считает Михаил.

Кроме того, Мейзерский подчеркивает, что здания и помещения которые освободят чиновники, стоит приспособить под другие нужды горожан. Например, под социальные центры или детские сады.

Фото: http://archodessa.com и Алексей Кузнецов

Выскажите ваше мнение. Это важно.
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Еще по теме
Все новости

купить квартиру в Одессе

Выбор редакции