В конце марта в Одессе вандалы уничтожили памятную доску Ивану Бунину. Она больше 40 лет располагалась на доме по адресу Княжеская, 27. Именно в этом здании писатель работал над книгой «Окаянные дни».
Еще за несколько дней до этого неизвестные «художники» разрисовали стену Одесского академического русского драматического театра.
Мост Коцебу, памятники советского времени, скульптуры и указатели, фонтаны, элементы исторического декора зданий и даже милые новоделы из семейства кошачьих, – все это не единожды подвергалось налетам графитчиков и хулиганов.
Новости о таких «подвигах» появляются в Одессе с завидным постоянством. Коммунальщики только и успевают исправлять то, что натворили вандалы, город тратит на это бюджетные деньги, а результата практически нет. Через некоторое время что-то подобное произойдет снова.
«Одесская жизнь», решила выяснить, как в других странах подходят к этой проблеме, как борются с вандализмом, что предлагают, насколько это эффективно и подойдет ли такой опыт Одессе?
Лучшее средство — удар по кошельку
В Сингапуре, чье общественно-государственное устройство является эталоном для многих стран мира, вандализм по тяжести правонарушения стоит в одном ряду с грабежом, изнасилованием, нарушением визового режима и даже с попыткой госпереворота. Чаще всего за порчу памятников и общественного имущества назначают немаленький штраф — 1500 долларов.
В Австралии ужесточили наказание за вандализм. Осквернители общественных мемориалов рискуют получить штраф в 50 тысяч австралийских долларов или тюремное заключение до 2-х лет могут. До этого наказание было 7,5 тысяч австралийских долларов.
Богатый на исторические и культурные достопримечательности Рим тоже вандалов не жалует. Российского туриста, нацарапавшего на кирпичной стене амфитеатра Колизея букву «К», приговорили к 4 месяцам тюрьмы условно и выплате 20 тысяч евро компенсации за нанесенный ущерб. Ширина буквы составила 17 сантиметров, высота — 25 сантиметров. Кстати, это был пятый подобный случай в Колизее в 2014 году. За актом вандализма были замечены отец и сын из Австралии, после них свой след на стенах амфитеатра оставили два подростка, также отличились канадец и бразилец.
В Индии также пытаются бороться с вандалами штрафами: их повысили с 5 тысяч до 1 миллиона рупий. Также разрушителям памятников грозит до 2-х лет тюрьмы. А для охраны памятников истории в Индии привлекают частные охранные фирмы.
Дадут «по рукам»
В Германии, в земле Бранденбург, могут устроить публичную порку тем, кто осквернил памятники советским воинам, освобождавшим Германию от фашизма. Местный начальник обещал прилюдно наказать вандалов, чтоб другим неповадно было.
Кроме штрафа, в Сингапуре за вандализм могут посадить в тюрьму, или назначить от трех до восьми публичных ударов палками. Такой приговор получили немецкие туристы 22-летний Андреас фон Кнорре и 21-летний Элтон Хинц, которые разрисовали граффити вагон поезда в метро. Их приговорили к 9 месяцам тюрьмы и трем ударам палками.
Оригинальное наказание двум подросткам, осквернившим рождественскую статуэтку Иисуса Христа надписью «666», придумал американский судья из штата Огайо Марк Циконетти. Провинившиеся ходили с ослом по городским улицам с табличкой: «Просим прощения, что были такими ослами».
В большинстве стран Западной Европы за порчу памятников предусмотрен штраф, а в исключительных случаях — уголовное наказание.
Наказание за граффити ужесточили и власти Абу-Даби (ОАЭ). Уличные художники по новому закону могут быть приговорены к году тюрьмы и штрафу 10 тысяч дирхамов (3 тысячи долларов). Родители несовершеннолетних будут оплачивать ремонт испорченного общественного имущества и подпишут обязательство усилить контроль за детьми.
Сначала поймать
В польском Вроцлаве желающих поживиться городским имуществом, может ждать сюрприз. Одной из достопримечательностей города являются порядка 400 маленьких статуэток гномов. Но их часто воруют. Поэтому местные власти внутрь скульптур помещают GPS-передатчики, чтобы воришку можно было поймать.
Штрафы за вандализм в Украине
Верховная Рада рассматривала в 2018 году законопроект об усилении ответственности за незаконные раскопки и уничтожение памятников культуры.
Штрафы за вандализм предлагается усилить в среднем в три раза – с 1700 до 5100 гривен.
За умышленное разрушение памятника штрафовать будут на 17 тысяч гривен (ранее 8500 гривен).
В некоторых случаях вандала могут лишить свободы до пяти лет (до трех лет до этого).
Наше решение
Достигло точки кипения терпение властей Днепра после того, как в центре рекламой наркотиков обрисовали памятник почетному гражданину города – Александру Полю. Ранее от баллончиков красок страдали стелы и другие памятники.
Мэр города Борис Филатов «учредил» премию за поимку «художника»:
– Для начала объявляется премия любому, кто даст достоверную информацию, позволяющую задержать этого подонка. 100 тысяч гривен за его имя, – написал городской голова. – Если при опознании и задержании у него окажется сломана рука (лучше обе), тогда выплачиваю 200 тысяч. Из мэрского фонда.
Напомним, что недавно одесские общественники сами закрасили граффити на мосту Коцебу, а ранее — на здании Русского театра.
Фото Марии Котовой