Размер прожиточного минимума, как и размер некоторых социальных выплат, уже много лет оставляет желать лучшего. А все потому, что не отвечает реалиям жизни. И чиновники это прекрасно понимают. Когда ждать изменений на законодательном уровне и, как следствие, повышения уровня жизни?
Один из важных государственных стандартов, влияющих на размер различных социальных выплат (минимальная пенсия, помощь малообеспеченным и т.д.), – это прожиточный минимум. Он ежегодно прописывается в государственном бюджете для разных возрастных групп населения. Размер прожиточного минимума, как и размер некоторых социальных выплат, уже много лет оставляет желать лучшего. А все потому, что не отвечает реалиям жизни. И чиновники это прекрасно понимают. Когда ждать изменений на законодательном уровне и, как следствие, повышения уровня жизни?
1 Какие сейчас действующий и реальный прожиточные минимумы?
2 Откуда берется прожиточный минимум и почему он отстает от жизни?
3 Какие нормы и цены устарели в потребительской корзине?
4 Сколько времени надо на реформу прожиточного минимума?
5 Какие социальные стандарты в других странах?
Периодически Министерство социальной политики озвучивает информацию о фактическом размере прожиточного минимума для детей и взрослых. Так, недавно были представлены данные «минимумов», рассчитанные в ценах сентября 2021 года. При сравнении легко заметить, что законодательно установленный прожиточный минимум в два раза меньше его фактического размера (см. таблицу). И если быть более дотошным, то скажем, что фактический минимум, с учетом оплаты коммунальных услуг, тоже не гарантирует нормального существования. Хотя многие пенсионеры и это сочли бы за благо.
Действующий и реальный прожиточные минимумы в Украине
по состоянию на сентябрь 2021 года
* С учетом суммы налога на доходы физических лиц и военного сбора.
Прожиточный минимум – это уровень дохода, необходимый для удовлетворения основных социальных и культурных потребностей личности. Он рассчитывается на основании потребительской корзины, в которую входят минимальный набор продовольственных и непродовольственных товаров и разнообразных услуг, в том числе коммунальных, транспортных. Корзина, при соблюдении законодательных норм, должна пересматриваться раз в пять лет.
Но в последний раз потребительскую корзину переписали еще в 2016 году. Именно переписали, а не пересмотрели. Ее должны были «собрать» после проведения научно-общественной экспертизы. А на самом деле слегка актуализировали.
С несправедливым прожиточным минимумом и устаревшей потребительской корзиной уже несколько лет (с 2015 года) борется правозащитник Станислав Батрин, который судится с Кабмином. Юрист доказал, что научно-общественная экспертиза наборов товаров и услуг проводилась ненадлежащим составом экспертной комиссии, в связи с чем ее заседания были неправомочными.
Мало того, в ходе судебных разбирательств выяснилось, что в Украине не существует механизма формирования современной потребительской корзины. В результате и корзина 2016 года, и прожиточный минимум, рассчитанный на ее основе, признаны незаконными и не соответствующими действительности.
О нормах потребления продуктов и количестве носков-халатов-пальто, которые заложены в потребительскую корзину, мы писали не раз. Кроме горького смеха, они ничего не вызывают. Даже в осовремененном виде. К примеру, в 2017 году триумвират в лице Минсоцполитики, Минэкономразвития и Госстата издал Приказ «Об утверждении Методики определения прожиточного минимума». При расчете стоимости одежды для детей до 6 лет тогда взяли один зимний комбинезон (куртку) на два года (как будто дети не растут). А для трудоспособного населения:
О верхней одежде для нетрудоспособных речи в методике вообще нет. Значит, пенсионерам надо сидеть дома? На диване. Кстати, диван, по замыслу чиновников, должен служить 25 лет, а холодильник – не меньше 15 лет. Ремонт холодильников и стиральных машин должен «укладываться» в 102,29 гривни, а ремонт телевизора – в 49,43 гривни.
Если говорить о транспортных услугах, то (опять же – для трудоспособных!) средняя стоимость одной поездки, согласно методике, составит:
А один билет в театр или музей должен выходить не дороже 17,08 гривни. Мы уже, наверное, забыли, когда такие цены были, а прожиточный минимум все еще ориентируется на эти цифры.
Бесспорно, Украине уже давно нужна реформа прожиточного минимума, так как он не выполняет свою функцию.
В сложившейся ситуации радует тот факт, что правительство и чиновники признают несостоятельность государственных стандартов и работают над ними. Так, в начале этого года правительство зарегистрировало в Верховной Раде законопроект №5045, призванный изменить методологию повышения прожиточного минимума.
– Измененные параметры расчета должны существенно повлиять на основные доходы людей: пенсию, помощь малоимущим, социальную помощь людям с инвалидностью. Это невозможно сделать одновременно за один год, но к этому можно двигаться и за три года достичь, – утверждает министр социальной политики Марина Лазебная.
Законопроект предусматривает постепенное повышение прожиточного минимума для расчета социальных выплат, являющихся основным источником доходов:
Правда, сначала этот показатель надо «отвязать» от других законодательных норм и сосредоточить сугубо на социальных выплатах. В противном случае увеличение прожиточного минимума приведет к автоматическому перерасчету значительного количества выплат, что создаст дополнительную нагрузку на бюджеты всех уровней.
* * *
Сколько еще придется ждать справедливых выплат? Десятки судебных решений по пересмотру потребительской корзины не выполняются годами. Представить такую ситуацию в любой другой европейской стране просто невозможно.
Социальные стандарты в каждой стране мира имеют свои особенности. Но в большинстве европейских стран привязки размера потребительской корзины к прожиточному минимуму не существует. Потребительская корзина служит преимущественно маркером инфляции. Она пересматривается с завидной регулярностью, что позволяет постоянно корректировать социальные выплаты.
Потребительская корзина для расчёта индекса потребительских цен в США состоит из 300 продуктов и услуг, во Франции – 250 продуктов и услуг, Великобритании – 699 продуктов и услуг, Германии – 475 продуктов и услуг.
Примерно 12 тысяч жителей США из разных штатов, имеющих разный социальный и имущественный статус, ведут дневники своих покупок. Ведение дневников оплачивается респондентам из бюджета.
Дневник покупок сдается в BLS – Бюро статистики труда при Министерстве труда США. Полученные данные анализируются, товары сортируются по востребованности, и формируется потребительская корзина: если товар важен во многих семьях, то он попадает в потребительскую корзину. Такой подход позволяет точно определить предпочтениях среднего потребителя и при выплате пособий позволяет обеспечить нуждающимся средний уровень жизни по стране.
В Одессе правоохранители задержали заведующую одного из отделений "Детской городской клинической больницы №3". Ее подозревают… Read More
22 ноября 1954 года, т.е. ровно 70 лет назад «скопытился» Андрей Януарьевич Вышинский. «Фи!», —… Read More
В части Приморского района Одессы в пятницу, 22 ноября 2024 года, временно отключат воду. Причина… Read More
В ЮНЕСКО дали ответ на нашумевшее «Одесское письмо», в котором противники деколонизации топонимов, названных в… Read More
Завтра, в пятницу, 22 ноября 2024 года, в Украине и, в частности, в Одессе и… Read More
21 ноября Украина отмечает День Достоинства и Свободы в Украине - один из знаковых государственных… Read More