Одесский фотограф Борис Бухман впервые взял в руки фотоаппарат в семь лет и с тех пор практически с ним не расстается. Сегодня, Борис – член Национального союза фотохудожников, участник фотовыставок и конкурсов. А еще влюбляет в фотографию учеников в своей «Мастерской практической фотографии «ФотограФ и Я»».
Мы попросили Бориса дать несколько советов нашим читателям о том, как подружиться с фотоаппаратом и научиться делать классные снимки. Кстати, с 10 по 25 июля в галерее ArtOdessa, в Летнем театре Горсада проходит выставка Бориса Бухмана «Монолог. Диалог». В среду, 14 июля, в 15:00 состоится встреча с автором. Вход – свободный.
Заповедь первая: не покупайте сразу аппаратуру
Я рекомендую всем своим студентам не покупать сразу аппаратуру. Попросите у друзей, возьмите в аренду. Вы должны понять, почувствовать для чего вам фотоаппарат и только потом покупать его под свои задачи.
Заповедь вторая: прочтите инструкцию!
Прочтите инструкцию! После этого – учиться. Как учиться – выбирать вам. Офлайн-онлайн – не принципиально. Некоторым достаточно книжку почитать. Но с другой стороны, музыкантом ты не станешь, учась по самоучителю. Так и тут. Я больше 50 лет с фотоаппаратом на «ты» и продолжаю учиться. Помни о том, что фотоаппарат – это твой друг. Надо научиться его слушать. Все люди смотрят, а фотограф – видит, а фотоаппарат – подсказывает.
Заповедь третья: снимать лучше в режимное время
Снимать лучше в режимное время – это раннее утро или ранний вечер. Надо помнить, что свет не рисует – он освещает, а рисует – тень. Вот от этого и зависит кадр. Как ты подставишь объект, как попадет на него солнышко, как отразится тень. И не важно, какой будет погода. Можно и в пасмурный день сделать очень хорошие снимки, а можно и утром все испортить.
Заповедь четвертая: Одесса – город рассветов
Одесса – город рассветов и этим надо пользоваться! Очень красивые выходят кадры, если поймать блики на воде и фигуру в контровом свете (солнце должно быть за спиной объекта). Да, ты не видишь детали, но общая картинка выходит волшебная!
Если вы хотите фото в море, не стоит становиться по колено в воду – в кадре ноги будут обрезаны. Лучше в воду сесть или лечь.
Интересны жанровые сцены на пляже. Но надо быть удачливым. Я, например, всегда снимаю только длиннофокусным объективом, чтобы не мешать людям жить. Я за ними наблюдаю, а не влажу в их личную жизнь.
Заповедь пятая: наблюдайте
Людей надо чувствовать. Я очень советую выйти на многолюдную улицу, сесть в кафе, пить кофе и наблюдать. Можно даже без фотоаппарата. Внимательно смотрите за поведением людей, как реагируют на ветер юбки разной длины у женщин, официантов за работой, как ведут себя дети и старики. Все это потом поможет в съемке.
Заповедь шестая: начните с котиков
Наши дворики очень красивые. И их нужно снимать. А заходя во двор начните… с котиков. Жители двора должны увидеть, что вы – добрые. Потом они сами к вам подойдут знакомиться, а то еще и попозируют вам. Ну или первыми попросите разрешения на съемку. Научитесь разговаривать с людьми. Если вы в Одессе, надо быть на волне. Люди понимают, что ты свой. Где бы ты ни был.
Заповедь седьмая: если человек против – прекратите съемку
На Староконке работать сложно. Я как-то снимал скрытой камерой с помощью тросика, чтобы людей не нервировать. Кто-то вообще не хочет фотографироваться и это его право. Важно! Вы имеете право фотографировать людей в общественном месте, но если человек против, вы обязаны прекратить его снимать.
Заповедь восьмая: на Привозе лучше со смартфоном
На Привозе снимать можно, а на Новом Привозе – не разрешают. Но, опять таки, важно общаться с людьми (см. шестую заповедь). На рынке люди проще реагируют на съемки телефоном, чем большой камерой.
Заповедь девятая: люди для меня главное
Если снимаете какие-то городские объекты надо обращать внимание на солнце. Когда я езжу на экскурсии, я редко снимаю здания, потому что это настоящая удача попасть на хороший свет. Поэтому я снимаю людей на фоне этих домов, потому что люди для меня важнее.
Потемкинская лестница, например, тяжелый объект. Ее надо снимать не снизу и не сверху, а со средней части Морвокзала. Делать это лучше рано-рано утром, минут двадцать после рассвета.
Заповедь десятая: некрасивых людей и нерабочих сторон не бывает
Надо понять человека и представить себя на его месте. Девочкам, которые снимают друг друга – проще. Спросите себя: хотела бы я получить такую фотографию, какую я делаю своей подруге? Ну а мальчикам своих моделей надо любить.
Рабочих и нерабочих сторон не бывает. Все зависит от игры со светом. Нужно поймать момент. Когда я снимаю девушек с нестандартной фигурой важно найти точный ракурс: ни снизу и не сверху, нельзя ставить модель ровно, надо повернуть чуть боком. Попросить чуть-чуть приподнять «паспорт»: «Девочки, внимание, паспорт – вперед!».
Еще раз повторюсь, некрасивых и нефотогеничных людей не бывает. Бывает неумелый фотограф.
Фото Бориса Бухмана
Безумно интересно, хочется попробовать следовать заповедям и мы потихоньку будем это делать… Спасибо. А сегодня пойдем на выставку.
Спасибо! Вроде многое знакомо, но повторение мать и отец-Бухман учения