Реабилитация может потребоваться каждому. Боль в спине, потеря конечности, инсульт, врожденные или приобретенные болезни – перечень можно продолжать. Все это нарушает качество жизни. Цель реабилитации – улучшить быт человека. Мы посетили центр MOTUS и посмотрели на работу с пациентами. Кто учится заново ходить, а кто после месяца занятий возвращается на фронт. На все вопросы ответила Татьяна Ливандовская, физическая терапевт реабилитационного центра MOTUS.
Как попасть в MOTUS
Посещать реабилитационный центр MOTUS может каждый. Адрес: город Одесса, Артиллерийская улица 4-в.
Работаем с любыми двигательными нарушениями
– Какая ваша основная задача?
— Я работаю с детьми и подростками с психическими особенностями и ДЦП. Вообще, зал MOTUS работает с любыми двигательными нарушениями. Мы работаем с нейрореабилитацией после черепно-мозговых травм, инсультов, а также со спортивными травмами и любыми двигательными травмами.
– Как появился MOTUS?
– MOTUS появился в конце 2018 года. Цель – дать возможность жителям Одессы и Одесского региона для реабилитации. Сын моего мужа Сергея Ращенко Миша попал в ДТП в 2015 году. И тогда, к сожалению, на своем собственном примере мы выяснили, что у нас очень мало мест, где человек может проходить реабилитацию. Была обширная клиника в Броварах, клиники на Западной Украине. В южной части – это больше санаторно-курортное лечение. А двигательной реабилитации, физической терапии у нас не было. Поэтому мы решили построить реабилитационный центр для того, чтобы предоставить возможность и другим людям также проходить реабилитацию недалеко от дома.
— Какими силами и за какие средства это стало возможным?
— Большей частью это было на средства жителей Одессы. Мы собирали деньги от наших сограждан: это и заемные средства, и деньги меценатов и соучредителей.
Реабилитация для военных бесплатная
– Для военнослужащих все бесплатно?
– Да. Мы в конце 2020 года основали благотворительный фонд, который дал бы возможность не на карточки, а легально собирать деньги на реабилитацию наших подопечных. Потому что многие, кто обращается к нам, нуждаются в реабилитации, но не имеют возможности ее оплачивать. В настоящее время почти полностью этот фонд работает на обеспечение реабилитации военнослужащих. То есть людей, получивших ранения с начала полномасштабного вторжения.
— Как они вас узнают?
— Большей частью — это «сарафанное радио», через социальные сети, разными способами.
О специалистах и пациентах центра
– Какие специалисты работают в MOTUS?
— У нас работают профессиональные фитнес-тренеры, потому что двигательная реабилитация — это, во-первых, движение и знание анатомии и физиологии движения. Во-вторых, это люди, имеющие образование «спортивная реабилитация» и «физическая реабилитация» как дополнительное образование.
– Сколько в среднем посетителей в месяц?
— Запись достаточно плотная. В среднем около пятидесяти человек в месяц посещают центр. Мы стараемся опираться на рекомендации их врачей. Очень часто бывает, что у нас нет контакта с лечащим врачом. Тогда мы консультируемся у нашего старшего физического терапевта и с нашими врачами. После этого наш руководитель определяет, с кем будет реабилитироваться человек. Потому что у каждого физического терапевта с течением времени появляется своя спецификация. То есть кто-то лучше работает со взрослыми, кто-то с детьми, кто-то лучше справится со спортивными травмами, у кого-то больше таланта к нейрореабилитации. После консультации человек попадает к определенному специалисту и уже с ним работает до победы. Могут работать два или три специалиста. Это зависит от личности. Каждый тренер привносит свое отношение к методам и упражнениям. Каждый тренер знает, как разговаривать с человеком, чтобы его натолкнуть или мотивировать к занятиям.
От начала занятий к результатам
– Такая терапия – это длительный процесс. Когда ваши пациенты понимают, что есть первые результаты?
— Это очень зависит от возраста, степени подготовленности личности. Если это травма конечности, то результат можно увидеть спустя месяц-два-три. Если это нейрореабилитация, то зависит также от исходного состояния, в котором находился человек. Иногда мы уже через месяц видим определенный результат. А потом человек выходит в так называемое плато. То есть изменения появляются понемногу. Всё зависит от конкретной ситуации.
Военнослужащий Олег: эвакуация – реабилитация – снова в строй
Военнослужащий 57-й бригады Олег пришел на свое очередное занятие. Он делится воспоминаниями, многое улыбается и хочет как можно быстрее вернуться к собратьям. В Бахмуте.
— Как вы оказались в Одессе и попали в MOTUS?
— В январе получил ранения в Бахмуте. Было боевое столкновение с врагом. Немного не повезло. Это прилет ВОГа (выстрел гранатометный. – Прим. ред.) в окно. Мы в здании были. Броня спасла, в спину прилетело. И в руку. Обломочное ранение. Так получилось, что немного недоработали.
Но повезло, что была машина, меня сразу эвакуировали на скорую. Дальше по дороге из Днепра в Ивано-Франковск, а там уже что смогли, то и сделали. Потом меня отправили в Одессу – в отпуск. Семья здесь, уехала. Обратился в госпиталь, чтобы продолжить лечение. Потихоньку уже дошло до того уровня, что можно было заниматься кистью. В госпитале хирурги поставили мне металлоконструкцию. Сначала расстроился, что уже все, никуда не вернусь, служба окончена. Оказывается, что нет. Еще что-то могу. Пока занимаемся в MOTUSе, через неделю уже есть результаты. У меня вообще не было никакого движения кисти. Здесь я месяц, потом пойду на ВЛК и буду ехать дальше работать.
– Куда вы возвращаетесь?
– Туда же. Как без меня, как без старого? Там остались собратья. Слава Богу, живы-здоровы.
– Как вам в Одессе?
– Здесь страшнее (смеется). Мы как из Лисичанска вышли, так я приехал в отпуск на десять дней. Семья жила на Черемушках. Слышу, что-то хлопает. Я за шорты, за штаны, жене говорю: вставай. А она: что такое? Говорю: танки. В ответ: да это трамвай едет (смеется). На фронте понимаешь где находишься, что с тобой может быть, хотя за это и не думаешь. Просто выполняешь работу и все. Я сам из Херсонской области, из Новой Каховки. Так что есть куда возвращаться. Надо долги отдавать. Или забирать долги. Так что мотивация к работе есть, как и желание возвратиться в строй. По крайней мере, не выполнять ту работу, которую выполнял. Но кого-то чему-то научить: как и что. Ребята, проходившие со мной занятия, они при боевых столкновениях выходили живы. Может, где легкий 300-й, но все выходили живы. Так что еще могу принести пользу армии.
— О чем вы мечтаете?
— Домой вернуться, в Новую Каховку. Понимаю, что это нелегко, они (враги) тоже сражаются, но у нас больше мотивации. У них ее нет. Я не знаю, зачем они сюда пришли.
Мнение врача
Владислав Ткаченко, физический терапевт, реабилитолог, говорит, что у Олега перелом плечевой кости с повреждением лучевого нерва. Сейчас восстанавливают утраченные функции.
— В чем состоят занятия?
— Из-за ограниченного срока тренировок — у человека есть один месяц — работаем над разгибанием кисти. Это нужно для того, чтобы он смог полноценно пользоваться конечностью.
— Какие первые результаты заметны?
— В результате повреждения нерва отсутствовали произвольные движения и чувствительность, а сейчас уже есть какие-то ощущения покалывания. Это свидетельствует, что импульс нервами начинает понемногу проходить. Но этот процесс долгий. И, к сожалению, месяца недостаточно для полного обновления. Работать нужно хотя бы три-четыре месяца. Но сколько времени имеем, все потратим на занятия.
– Как ваши пациенты мотивируются?
— По моим наблюдениям мотивации у людей, когда они попадают в реабилитационный центр, практически нет. Потому что люди находятся в отчаянии. После того как они начинают заниматься и видят первые результаты спустя недолгое время, то и мотивация растет. Люди хотят ходить почаще, заниматься больше.
Здійснено за підтримки Асоціації «Незалежні регіональні видавці України» в рамках реалізації проєкту Хаб підтримки регіональних медіа. Погляди авторів не обов’язково збігаються з офіційною позицією партнерів
Читайте также:
- В Одессе открыли уникальное учереждение для реабилитации военных
- Бесплатная медицина и лекарства в Украине: на что мы имеем право
- Григорий Козловский: Emily Resort помогает в реабилитации воинов с помощью спорта (видео)