15 апреля отмечается Всемирный день экологических знаний, цель которого продвижение знаний об экологии, формирование экологической культуры, информирование об актуальных экологических проблемах и состоянии экологии. «Одесская жизнь» решила в этот день напомнить своим читателям о некоторых экологических проблемах Одессы и области, о которых мы уже множество раз писали. Например, об экологической проблеме, связанной с Хаджибеййской дамбой, мы говорили в августе 2020 года.
«Пока гром не грянет, мужик не перекрестится» — утверждает народная мудрость. Над многострадальной Хаджибеевской дамбой «гром гремит» не впервые. Более десятка лет сооружение работает в аварийном режиме. Недавний ураган вновь размыл дамбу, грозя окончательно ее разрушить, а водам лимана рвануться к морю, сметая все на своем пути. Каковы могут быть последствия техногенной катастрофы, и как ее предотвратить, выясняла «Одесская жизнь».
Когда-то Хаджибейский лиман соединялся с морем. Историки утверждают, что примерно до начала XV века его использовали в качестве гавани. Свидетельства тому – находки на дне лимана старинных якорей. А так как был он очень соленым, чумаки туда за солью ездили.
С 1888 года сточные воды Одессы собирались на «полях орошения» и затем самотеком уходили в лиман, уровень которого тогда был ниже уровня моря. В начале 30-х за счет сброса сточных вод с СБО «Северная» лиман стал пресным.
Когда уровень воды в лимане начал подниматься, в 1932 году было принято решение в срочном порядке построить дамбу. Она должна была не только обеспечивать безопасность Пересыпи от наводнения, но и служить дорогой.
Насыпали дамбу в аварийном порядке без какого-либо проекта: на деревянные сваи, вбитые в илистый и песчаный нанос, насыпали грунт, камни, песок, а урез лимана выложили гранитом. Так что, по сути, настоящим «правильным» гидротехническим сооружением дамба не является.
В 1941 году увеличившийся с ростом города объем сточных вод и весенний паводок подняли уровень воды в лимане на два метра выше нормы. Тогда было принято решение о строительстве канала «лиман-море». Но начавшиеся работы прервала война.
Впервые, переполненный лиман вырвался из берегов в1941 году. Покидая Одессу, отступающие советские войска взорвали дамбу в трех местах. Огромное количество воды, смывая все на своем пути, понеслось к морю: через поля орошения, поселок «Большевик», Куяльницкий парк, Пересыпь. Погибли десятки людей.
Подмывая ракушняковые стены, вода просачивалась в дома, затапливала погреба. Поток дошел до завода ЗОР. И в течение года после затопления вода стояла вплоть до Лузановки.
Румыны на скорую руку сооружение восстановили: с помощью известняковых блоков несколько подняли уровень дамбы и прорыли канал для отвода воды в море, который до сих пор называется «румынским». Уровень воды в лимане снизился – особенно в засушливые 1946-1947 годы. Но самотечный канал перестал функционировать, начал зарастать и, в конце концов, был частично засыпан при интенсивной застройке района.
А воды в лимане начали подниматься вновь. Когда их уровень достиг аварийной отметки, в 1969 году был построен комплекс сооружений «лиман-море». Тогда же, без соответствующих экспертных выводов, дамбу преобразовали в отрезок Объездной автодороги. Поток большегрузных автомобилей прочности сооружения, понятно, не способствовал.
Во второй раз «гром грянул» в 1996 году, когда уровень воды в лимане превысил высоту дамбы. Тогда под напором водяной массы во многих местах сместились гранитные глыбы. А дамбу стали укреплять… строительным мусором: бетонными перекрытиями, кусками стен снесенных домов и грудами других обломков.
В третий раз «прогрохотало» в 2003-м — после сильного весеннего паводка вслед за рекордно снежной зимой. Чтобы волны не захлестывали на проезжую часть, стены дамбы вновь повысили, а само сооружение «подлатали» бетонными «заплатками». При этом обнаружили, что под дорогой вместо твердого грунта — жидкая грязь. Катастрофы, к счастью, не произошло. Но местные жители не уставали «бомбардировать» власти требованиями капитального ремонта дамбы.
Недавний ураган «Юлия» однозначно предупредил: если «громыхнет» в 4-й раз — мало не покажется никому.
Под угрозой затопления окажутся порядка 30 тысяч людей, железная дорога, автомагистрали, промышленные предприятия, среди которых — нефтеперерабатывающий завод. Мощный поток смоет нефть на одесские пляжи — и на несколько лет о статусе «туристической Мекки» город может забыть. Десятки тысяч людей придется отселять. Вопрос, куда? Территория порядка 23 кв. км от Жеваховой горы до Пересыпи будет пропитана водой лимана — со всей грязью, накопившейся в нем за 90 лет, и промышленной химией бывших производств.
— Но самое опасное, с моей точки зрения, — считает доктор географических наук, профессор Юрий Тучковенко, – там проходят огромные подземные коммуникации на поселок Котовского: кабели связи, силовые кабели. Все они будут затоплены. Это, действительно, техногенная катастрофа — гораздо страшнее 1941 года. Поселок Котовского будет просто отрезан от города.
Правда, отметил ученый, станет реальной перспектива судоходного канала «Черное море — Хаджибейский лиман», который предлагали создать для развития Одесского морского порта.
— Это огромный ущерб – все придется создавать заново. К тому же, если прорыв будет на обширном участке, и пойдет высокая первичная волна – случится настоящая катастрофа. На территориях, непосредственно прилегающих к дамбе, создастся прямая угроза жизни населения, а не только хозяйственной деятельности. Конечно, по мере распространения высота волны будет уменьшаться. Но район Лузановки и ниже, безусловно, будут затоплены, — убежден Юрий Тучковенко. — Там уровень суши всего на 20-30 см выше уровня моря.
Тем более, что ученые прогнозируют, из-за изменений климата к концу столетия повышение уровеня моря, как минимум, на 50 см. В перспективе – Куяльник соединится с морем, Лузановка, включая поля орошения, будет затоплена. Уже сегодня в межсезонье грунтовые воды выходят здесь на поверхность, покрывая землю. Так что светит «жемчужине у моря» при таком раскладе будущее «города каналов» Венеции.
— В 2012 году во время шторма волны в Лузановке доходили до трамвайных путей. Это без повышения уровня моря. Потому строительство в этих районах жилых массивов рискованно, — уверен профессор. – Впрочем, городские власти при застройке нашего мнения не спрашивают. А вот западные фирмы, которые могут инвестировать строительство хозяйственных объектов в районе полей орошения, требуют доказательств, что эта территория не будет затоплена.
Напомним: мы рассказывали о том, что угрожает экосистеме Куяльника после строительства объездной дороги в обход посёлка Котовского.
Так что, решение проблемы на Хаджибейской дамбе, жизненно важно для города. И первое, что надо сделать, считают ученые, – кардинально реконструировать очистные сооружения СБО «Северная» и начать сброс очищенных сточных вод в Одесский залив.
Ведь с 2016 года сброс со станции производится только в лиман. Оттого уровень его не понижается. А восстановление «румынского» канала, планируемое властями в качестве экстренной меры, эксперты считают недопустимым. Море в Одесском заливе и так регулярно «цветет». Потому сбрасывать воды с огромным количеством нитратов и фосфатов точно не стоит.
— Приведет он к тому, что, минимум, на 2 года Одесса лишится пляжей Лузановки и центральной части города, — убежден ректор Одесского экологического университета Сергей Степаненко. — Если то, что находится в Хаджибейском лимане, выльется в Одесский залив – это будет экологической катастрофой.
В 2014 году удаленный морской выпуск, который должен сбрасывать воды на расстояние 4 км от берега, был построен. И, по результатам испытаний 2018 года, находится в рабочем состоянии. Но пока, из-за правовых коллизий, сотни миллионов гривен лежат на дне морском.
И раскошелиться на решение проблемы никто особо не спешит. Как, ни абсурдно, собственник дамбы до сих пор не установлен. А вкладывать огромные деньги в бесхозное сооружение – хоть и жизненно необходимое – никто не собирается.
— Когда-то обсуждался вопрос строительства новой дамбы, — вспоминает Юрий Тучковенко. – Ее планировали, как четырехполосную, с обочинами, усаженными деревьями, тротуарами, пешеходными дорожками. Оценивалось это в 600 млн. грн. Сейчас решили дамбу вновь укрепить — насыпать вдоль лимана гранитное покрытие, чтобы об него волны разбивались. Это стоит 300 млн. грн. Скупой платит дважды: ни дороги не будет, ни полного решения проблемы.
Так что же – готовиться Одессе к судьбе Венеции?
Фото: соцсети Геннадия Труханова, открытые источники
Ранее мы разбирались в том, почему парки Одессы теряют территорию и остались без правовой защиты.
Возле поселка Ширяево в Одесской области инспекторы обнаружили европейскую болотную черепаху — редкого пресмыкающегося, чьи… Read More
Коммунальщики КП «Городские дороги» проводят профилактическую очистку Куяльницкой канавы, буферного пруда и Румынского канала в… Read More
В среду, 22 октября 2025 года, в Одессе и области синоптики обнародовали обновленный прогноз погоды.… Read More
Еврейский музей Одессы «Мигдаль-Шорашим» и Одесский музей Холокоста проведут встречу, посвященную Праведникам народов мира —… Read More
Легендарная картина Караваджо «Взятие Христа под стражу» или «Поцелуй Иуды», украденная из Одесского музея западного… Read More
Село Серпневе Тарутинской громады расположено прямо на границе с Молдовой. Почти с каждой его точки… Read More
View Comments
ла-ла-ла
Ректор Одесского экологического университета Сергей Степаненко явно лукавит. Если восстановить Румынский канал, то очень резко сократится сумма распила средств на ремонт дамбы. Из многолетнего опыта, а я заядлый рыбак, и чётко знаю, как только ОПЗ отрапортует о больших погрузках удобрений на морские суда, у нас через 5-7 дней начинает цвести вода в Одесском заливе.