Легендарная картина Караваджо «Взятие Христа под стражу» или «Поцелуй Иуды», украденная из Одесского музея западного и восточного искусства, наконец-то освобождена от статуса вещдока. Но увидят ее одесситы, к сожалению, не скоро. О истории похищения и возвращения, реставрации и доказательствах подлинности шедевра «Одеське життя» беседует с директором музея Игорем Пороником.
Ключевые моменты
«Поцелуй Иуды» — единственная картина Микеланджело Меризи да Караваджо, которая находится в Украине. А в СССР произведений великого итальянского художника было всего два — в Эрмитаже хранится его работа «Лютнист».
Из Одессы картина была украдена в 2008 году. В тот момент в здании музея западного и восточного искусства шли ремонтные работы, и система охраны должным образом не работала.
Найден «Поцелуй Иуды» был только через два года — в Берлине. Свернутое в рулон полотно лежало в гараже. После завершения полицейской операции и возвращения в Украину картина получила статус вещдока и была отправлена на ответственное хранение в Национальный научно-исследовательский реставрационный центр. Вот только реставрировать шедевр не разрешили.
История возвращения Караваджо похожа на захватывающий детектив. В поисках картины, кроме украинских, участвовали сотрудники полицейских и разведывательных органов восьми стран.
Правда, на заказчика преступления выйти так и не удалось. По одной, наиболее правдоподобной версии, это был бывший сотрудник Эрмитажа. Чтобы украсть картину, он обратился к так называемым «грузинским ворам».
Но исчезновение мирового шедевра стало настолько резонансным, что покупателей для «Поцелуя Иуды» найти не удалось. Поэтому воры решили продать картину самостоятельно. В результате — попались «на крючок» украинских правоохранительных органов.
– Это не были специалисты по кражам произведений искусства. Что красть — им было все равно. И, когда их поймали, объединили все кражи в одно дело. Поэтому суд над ними так затянулся, — рассказывает Игорь Пороник. – Я читал дело, до смешного доходило: украли машину, магнитофон, тумбочку, Караваджо…
Когда картина вернулась в Украину, её оценили в три миллиона гривен. А ущерб — в 900 тысяч. Реставрационный центр сразу сделал вывод, что это копия.
– Я не знаю, почему они заняли такую позицию. Может, чтобы было меньше ответственности, — считает Игорь Пороник. – На тот момент существовало две версии: в Одессе находится либо оригинал картины Караваджо, либо её авторская реплика.
Дело в том, что в 1990 году главный реставратор Национальной галереи Ирландии Серджио Бенедетти нашел похожую картину в столовой иезуитского Общества Иисуса Христа. Когда начал её реставрировать, понял, что это Караваджо.
– Благодаря тому, что иезуиты дали эту картину в аренду дублинскому художественному музею, она получила статус национальной. Так что, естественно, они настаивают, что в Одессе — копия, а у них — оригинал. Причем приехать, чтобы изучить, сравнить обе картины — не допускают ни наших, ни итальянских специалистов, — подчеркивает Игорь Пороник. – Хотя, когда в 1996 году мы отправляли «Поцелуй Иуды» на мюнхенскую выставку, вопросов об авторстве не возникало.
Приверженцы версии, что в одесском музее находилась копия картины, ссылаются на расписку, выданную неизвестному художнику Джованни ди Атилли, который якобы скопировал «Поцелуй Иуды».
– Итальянские коллеги прислали мне дословный перевод расписки. Она звучит так: «Выдано художнику Джованни ди Атилли 12 скудо за копию картины «Арест нашего Христа». Ни размер, ни композиция не указаны. То есть это может быть что угодно, — уверен Игорь Пороник. – Да и кто такой Джованни ди Атилли? Жодной работы такого художника не найдено вообще. Кроме того, за 12 скудо в те времена художник не смог бы купить даже необходимые материалы и краски. Гонорар за работы формата картин Караваджо составлял начиная от 400–500 скудо.
Тем временем реставрировать «Поцелуй Иуды», как и прежде, не спешили.
– Я стал директором музея в 2015 году. И сразу же начал «бомбить» все инстанции, требуя немедленной реставрации картины. Своё требование подтвердил заключением реставратора нашего музея Ольги Куцен, которая считала, как специалист, что реставрационные работы надо проводить немедленно, — рассказывает Игорь Пороник. – Но почему-то в реставрационном центре написали, что картина находится в стабильном состоянии и срочной реставрации не требует.
«Лед тронулся» только в 2018 году — через 10 лет после кражи картины. Вернули её без подрамника. Живописное полотно было свернуто в восемь раз — краска на сгибах осыпалась. И, в первую очередь, необходимо было сшить обрезки картины. Это очень общая работа — на неё потратили целый год.
Химико-физические исследования картины подтвердили, что она была написана в XVII веке — когда жил и работал Караваджо. Манера письма — характерна именно для этого художника. Яркие пигменты и технологии, использованные при создании работы, — присущи произведениям Караваджо.
Картина была создана в 1602 году. А с 1600 года Караваджо в поисках композиции перед началом работы начал применять не прорисовку карандашом или углем, а гравировку по грунту. И рентген подтвердил именно такую технику на полотне «Поцелуй Иуды».
То есть доказательств авторства Караваджо — более чем достаточно, считают музейщики. Их выводы подтверждает итальянский реставратор доктор Джулия Сильвия Гия, которая создала двухтомник, где «по косточкам» разобрано 20 картин Караваджо: начиная с истории произведения — заканчивая рентгеном и химико-технологическим анализом.
– Зачем искать композицию, если делаешь копию? Почему-то никого не удивляет, что у Караваджо было четыре «Лютнист», два «Вечери в Эммаусе», — отмечает Игорь Пороник. – А если это копия, то почему картины отличаются друг от друга? И, прежде всего, — совсем другой Христос? Копиисту же платят именно за то, чтобы работы не отличались друг от друга.
К 450-летию Караваджо в 2021 году «Поцелуй Иуды» был отреставрирован.
Тем временем картина, как и прежде, оставалась «вещдоком». Директор Одесского музея западного и восточного искусства добивался, чтобы её вернули в Одессу. На ответственном хранении «Поцелуй Иуды» мог бы находиться и в музее. Тем более, что здесь работают специалисты Национального научно-исследовательского реставрационного центра. Но пока шла бюрократическая тяганина, началась полномасштабная война.
– Куда забирать картину, если нас обстреливают? И я сразу же начал писать ходатайства в суд, чтобы её разрешили вывезти за границу. Картину были готовы принять и в Италии, и в Литве. Прокурор мне отказал. Но когда в августе этого года статус вещдока с неё был снят, я активизировал работу, чтобы вывезти картину в Литву. Перевозка, страхование, организация выставок, буклеты – всё за счёт принимающей стороны. Украина не даёт ни копейки, — подчеркивает Игорь Пороник. – И вдруг — звонок из Министерства культуры: перед тем, как отправить картину за границу, «Поцелуй Иуды» нужно сначала показать в Украине. Я был против. Наша позиция — вывозить картину немедленно, не рисковать. Хотя прекрасно понимаю — реставрационный центр хочет показать свою работу.
Так что первая экспозиция отреставрированного «Поцелуя Иуды» состоится в Киеве в ноябре этого года. Одесситы картину пока не увидят.
– Кто даст деньги на перевозку? Нужен спецтранспорт, охрана. К тому же везти в Одессу — опасно, — подчеркивает директор музея. – Мы находимся у порта и уже дважды попадали под обстрел.
Когда «Поцелуй Иуды» отправляли на выставку в Мюнхен, страховая стоимость картины составляла пять миллионов евро.
– Сейчас повсюду мелькает сумма 100 миллионов. Но если заявить такую страховку, ни одна страна картину не примет. Литовцы точно откажутся — не такая уж и богатая страна, и так нам помогает более чем достаточно. Конечно, если картину продать на аукционе, она бы стоила дороже, — не скрывает Игорь Пороник. – Так что? Пусть лежит за 100 миллионов и ждёт, пока «прилетит»?
В Литву картина поедет в середине января. Там её «гастроли» продлятся примерно полтора года. Затем «Поцелуй Иуды», вероятно, отправится на выставку в Италию.
Согласно украинскому законодательству, предельный срок вывоза за границу для участия в выставках произведений искусства национального значения — три года. Надеемся, что за это время война, наконец, закончится. А когда наступит мир, в здании музея западного и восточного искусства начнется реставрация — по проекту итальянских архитекторов. Так что увидеть «Поцелуй Иуды» одесситы смогут ещё не скоро. Но всё же главное — сохранить шедевр Караваджо от «прилётов» и сырых подвалов «на военном положении».
Анонсное изображение — «Прощай, Караваджо», картина Александра Ройтбурда. Картина была написана им под впечатлением от похищения полотна Караваджо «Поцелуй Иуды, или Арест Христа под стражей». Позднее картину Ройтбурда приобрел Музей современного искусства Нью-Йорка за $97179.
Читайте также:
Одесский горсовет представил проект бюджета на 2026 год, но жители жалуются, что документ не был… Read More
Одесса планировала потратить 200 млн грн на восстановление жилья, поврежденного обстрелами, однако значительная часть проектов… Read More
Суббота на дворе, друзья! Самое время расслабиться, улыбнуться и зарядиться хорошим настроением. Ловите нашу новую… Read More
В субботу, 6 декабря, Землю обойдет магнитная буря. Солнце остается активным, но вспышки класса С… Read More
С 1 января 2026 года в Украине обновят Национальный календарь прививок. Появится бесплатная вакцинация от… Read More
Даже самая качественная акустическая система в автомобиле не раскроет свой потенциал без правильной настройки. Заводские… Read More
View Comments
Боюсь, что одесситы уже никогда не увидят эту картину!