Чернобыльская АЭС окончательно прекратила свою работу 15 декабря 2000 года. В этот день в 13:17 по киевскому времени был отключён третий энергоблок станции, который оставался последним действующим после аварии на четвёртом энергоблоке в 1986 году. Но жизнь в Чернобыльской зоне отчуждения не прекращается круглый год.
Решение о закрытии станции было принято в рамках международных договорённостей между Украиной и международными организациями, включая Европейский Союз и «Большую семёрку» (G7), которые предоставляли финансовую помощь для поддержки энергетической системы Украины и реализации проектов по безопасности.
С начала полномасштабной войны Чернобыльская зона все еще закрыта для обычных посетителей и туристов.
Доступ имеют только государственные и военные делегации, для которых ЧЕРНОБЫЛЬ ТУР предоставляет сопровождение профессиональными гидами, которые свободно говорят на многих иностранных языках, владеют информацией как по историческому Чернобылю 1986+, так и по ситуации 2022-2024.
Как это было до начала войны и почему важно побывать в Чернобыле хотя бы раз, «Одесской жизни» рассказал сотрудник одной из таких фирм — Егор Кулик.
Егор Кулик — фанат зоны отчуждения и рассказывать о Чернобыле может часами. А за несколько лет работы в «Сhernobyladventure» составил представление и о клиентах.
— Две основные наши аудитории — иностранцы и украинцы. Иностранцы — любители постапокалипсиса, которые едут со всего мира (Австралия, Новая Зеландия, Южная Америка, Европа), и случайные. Последние чаще всего в Украину приезжают за секс-туризмом, то есть в поисках не приключений, а впечатлений. Отдыхают с девушками и пост-фактум решают выбраться на выходные в загадочный Чернобыль. Одна из самых успешных наших рекламных компаний — на сайтах знакомств. Есть люди, которые ездят по несколько раз, а иностранцы предпочитают долгие пятидневные экскурсии.
Цена тура в Чернобыль для иностранцев и украинцев отличается. Однодневная поездка обойдётся украинцу примерно в 1300 гривен, иностранцу — вдвое дороже. Дело в том, что другие расценки установлены для иностранных граждан самой администрацией Чернобыльской зоны отчуждения. И вот тут всплывают интересные подробности…
Администрацией Чернобыльской зоны установлены туристические маршруты, сейчас их около пятнадцати.
— При этом администрация отказывается признавать связь между Чернобылем и туризмом, — поясняет Егор. — Они называют это «ознакомительными поездками». А ведь до войны летом в субботу (пиковый день) туда заезжало до 1200 человек! Зимой традиционный спад, но с 1 марта поток туристов снова возрастает.
Как появились маршруты? По зоне прошли дозиметристы и установили самые безопасные места. И придерживаться маршрутов рекомендуют строго, не сходя даже на обочину. Когда вы выбираете тур у компании, она покупает у государства разрешение на въезд лично для вас и отдельно платит за маршрут.
Один из платежей введён в декабре 2018 года — в связи с распоряжением Президента повысить радиационную безопасность в зоне. Пока это выразилось только во взимании новых денег. Теперь операторы будут дополнительно платить по 58 грн с каждого туриста — за пользование стойками радиационной безопасности. Стойки на входе и выходе из зоны установлены с 1986 года и показывают радиационное загрязнение. Такая же проверка машины на выезде теперь будет стоить 300 грн.
Россияне до 2014 года составляли до 60% турпотока в зону отчуждения. После этого они стали всё чаще писать возмущённые комментарии: «Как можно зарабатывать на таком? Продавайте ещё туры на Донбасс!».
— Но учтите, что огромное количество этих денег (около 65%) как раз и уходит на обеспечение безопасности в зоне отчуждения. Заработок компаний туристических довольно небольшой. А эффект эмоционально-социальный от посещения такого места — неоценим. Люди приезжают сделать селфи на фоне ЧАЭС, а уезжают с переоценкой ценностей. Во второй половине экскурсии они забывают про себя и телефон.
В зоне невольно задумываешься: сегодня у тебя тоже есть квартира, работа, семья, а завтра — щёлк! — и этого нет. Многие на Донбассе сейчас это осознали на собственном опыте. А в любом большом городе сегодня есть крупные опасные объекты, ещё советской постройки, и нарушение правил безопасности на них привычно замалчивается, пока не рванет.
Все гиды «Сhernobyladventure» — бывшие сталкеры, ходили в зону нелегально много раз. Поэтому могут рассказать, где покормить лису или лося, где обитают сталкеры, каким город был в 2011-м году, куда деваются металл и лес…
Администрация зоны отчуждения недолюбливает их за это и за вечный энтузиазм. Например, они не раз предлагали провести очистку города от деревьев. Припять заросла, во многие дворы и подъезды уже не зайти. Но Экоцентр регулярно отказывает: срезанные деревья нужно утилизировать по правилам, а это лишняя морока. Вводить людей в здания теперь тоже нельзя — из-за аварийного состояния.
— Вместо того, чтобы заказать экспертизу и определить, какие именно здания опасны, их объявили аварийными сразу все. И вот люди приезжают, чтобы увидеть место, которого не увидят нигде больше в мире, а видят лес, кусты и запущенные развалины!
Иностранцы сталкиваются в зоне отчуждения с огромным количеством проявлений непрофессионального подхода. Например, с 1 декабря на КПП ввели электронный билет, который сотрудники могут считать сканером с вашего телефона. По факту же билет по-прежнему нужно где-то распечатать и показать бумажку. Огромные очереди на КПП как были, так и стоят. А электронные сканеры выдали сотрудникам только на первом КПП.
Во всех этих деталях проявляется ключевая разница в отношении к будущему зоны отчуждения. Энтузиастам Чернобыля он видится как лицо новой Украины, современная экологическая зона, где будут и уникальные популяции диких животных, и город-свидетель катастрофы — в назидание человечеству. К сожалению, в планах на государственном уровне — только могильник для захоронения новых опасных отходов.
— Поездка в Чернобыль — это не то, что можно отложить «на потом», — подытоживает Егор. — Во-первых, в любой момент «ознакомительные» туры могут закрыть. Во-вторых, из-за разрушений зона становится другой не то что с каждым годом, а с каждым ушедшим месяцем.
Радиационное загрязнение здесь неровное. Безопасный фон для человека — до 30 микрорентген в час. Даже сейчас в зоне отчуждения есть места, где «фонит» на 300, 700, 1500. А в некоторых квартирах Припяти — 11. Для сравнения: на Крещатике в Киеве — 13-15.
Автостанция Шевченко и метро Академгородок — ближайшие к зоне отчуждения. И тут довольно часто ловят рыбаков и грибников, продающих собранное в зоне или поблизости.
Здесь живёт несколько кошек и довольно много собак. На тех же КПП. В остальном зона всё больше «дичает» — здесь огромные популяции диких кабанов, лосей и лис. А вот гладить собак тут нельзя: они валяются по земле, в радиоактивной пыли.
Нет, колесо обозрения на прежнем месте. Во всяком случае — пока.
Пики туристов приходятся на весну и осень, потому что это самое атмосферное время года. Зато зимой можно увидеть весь город, а уровень радиации самый низкий из-за отсутствия пыли.
Фото Валерии Симченко.
Читайте также:
Воскресный вечер, 17 августа 2025 года, обещает быть в Одессе неспокойным: после небольшого перерыва российские… Read More
Август в Одессе – это жара, пылающая, как полуденное солнце, и лето, тающее, как мороженое… Read More
По данным синоптиков, завтра, в понедельник, 18 августа 2025 года, в Одессе и Одесской области… Read More
В Одессе есть Ланжероновская улица, Ланжероновский спуск, наконец первый городской пляж — Ланжерон. Историю Одессы… Read More
На территории Одесской области до конца сентября 2025 года действует запрет на отлов речных раков… Read More
Во время войны экспозиция археологического музея была демонтирована, ценности эвакуированы. О том, как сохранить коллекцию… Read More