Проведение общенациональных референдумов — устоявшаяся практика в демократическом обществе. Все судьбоносные решения внутренней и внешней политики должны решаться только на общенациональном референдуме.
Всеукраинский референдум по ключевым вопросам
В Украине уже есть опыт проведения референдумов:
1991 год — референдум о подтверждении Акта провозглашения независимости Украины, когда проголосовало «за» независимость 28, 8 млн человек (90% от всех голосующих);
2000 год – референдум о досрочном прекращении полномочий ВР, ограничении депутатской неприкосновенности, сокращении численности ВР до 300 депутатов, о создании двухпалатного парламента. К сожалению, второй референдум не был реализирован, так как в Верховной Раде не нашлось 300 голосов для утверждения результатов референдума, хотя все пункты получили поддержку большинства.
Для реализации многих новаций, для перезагрузки всех сфер жизни общества и экономики, Украине нужен Новый общественный договор. Его положения должны быть закреплены в новой, Народной Конституции Украины.
Сергей Тарута является соавтором законопроекта №3781 «О процедуре подготовки новой Конституции Украины».
«Мы с рядом ученых – лучших экспертов в сфере конституционного права уже разработали и зарегистрировали в Раде законопроект №3781, который определяет процедуру подготовки проекта новой Конституции Украины. Разрабатывать её должно Конституционное Собрание с представителями от всех территориальных громад и моральных авторитетов. Разработанный проект должен пройти всенародное обсуждение, после чего должен быть принят на всеукраинском референдуме. Только всенародно принятая Конституция, в основе которой лежит новый общественный договор, может стать фундаментом государства Украина и вернуть утраченные страной за прошедшие годы позиции. Народная Конституция должна чётко разграничивать функции ветвей власти. И в ней должно быть чётко прописано, за что отвечает президент, а что ему не позволено делать». – считает Сергей Тарута.
Конституционная реформа призвана внести ясность в полномочия и функционал всех ветвей украинской власти, гармонизировать отношения между властью, бизнесом и обществом, стать одним из основных элементов нового общественного договора.
Это позволит избежать существующих проблем, когда Президент незаконно перетягивает часть функций исполнительной и законодательной власти на себя.
Итоги всеукраинского референдума 1991 г – 28,8 млн голосов «за» независимость Украины.
Международный опыт проведения референдумов:
Нидерланды. 6 апреля 2016 г — Консультативный референдум по Соглашению об ассоциации между Украиной и ЕС. Характер референдума — консультативный (т.е. решение, принятое на референдуме не имело обязательной юридической силы для исполнения, однако парламент и правительство Нидерландов должны были учесть результаты общенационального референдума в дальнейших решениях о ратификации Соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной. Результат референдума: согласно опубликованным избирательной комиссией страны данным, 61% граждан, принявших участие в референдуме, проголосовали против ратификации соглашения. За ратификацию отдали свои голоса 38,2% граждан.
Нидерланды – пример того, как через референдум власти могут учесть настроения своих граждан не только для решения внутриполитических, а и внешнеполитических задач.
Италия. 4 декабря 2016 г — Конституционный референдум. Главные вопросы — внесение изменений в Конституцию. Предлагалось уменьшить влияние Сената, высшей палаты итальянского парламента. Нынешние полномочия Сената дублируют полномочия нижней палаты. Проект предусматривал уменьшение количества сенаторов с 315 до 100 и уменьшение объема делегированных им вопросов. Кроме того, снизились бы расходы на зарплаты политиков, которые в Италии являются одними из самых высоких в мире.
На референдум фактически выносилось предложение по централизации власти — значительное уменьшение влияния регионов на решения в сферах инфраструктуры, транспорта, здравоохранения и т.д., полномочия в которых сейчас поделены между Римом и регионами.
Сторонники изменений считали, что централизация помогла бы четко разделить ответственность между центром и регионами и со временем выровнять развитие регионов,что является значительной проблемой в Италии с ее разделением на богатый Север и бедный Юг.
Результаты самого референдума: 4 Декабря итальянцы отклонили конституционную реформу, предложенную премьером страны Маттео Ренци. В референдуме приняло участие более 65% избирателей, 59% из которых проголосовали «против». Вследствие чего премьер-министр Маттео Ренци объявил о своей отставке.
Македония. Осенью Македония проведет консультативный референдум, в ходе которого граждан спросят: «Выступаете ли вы за членство в Европейском Союзе и НАТО, приняв соглашение между Республикой Македония и Республикой Греция?».
«Идея референдума в Отдельных районах Донецкой и Луганской областях не соответствует Минским соглашениям и нашей Конституции, поэтому это только усложнит ситуацию, это будет легитимизация боевиков, которые захватили 2,8 млн человек на оккупированной территории. Европа и США будут против, нам тоже нужно быть последовательными». Заявляет Сергей Тарута.
Выборные должности глав местных администраций, местных судей, руководителей местных органов правопорядка с возможностью их отзыва по инициативе громады
В 2016 году в Украине стартовала судебная реформа. В ней есть системные недостатки:
- Процедура обновления Верховного Суда выгодна Президенту. Механизм внешне прозрачный: впервые адвокаты смогли принимать участие в конкурсе. Однако, в реальности, могли пройти судьи, которые получили или предоставили определенные «гарантии». Президент смог усилить собственное влияние на судебную систему, поскольку процедура назначения, нюансы отбора часто решались неформально, и слово Банковой было определяющим. Также принципы формирования Высшего совета правосудия и Высшей квалификационной комиссии судей усиливают роль Президента, что может означать сохранение «телефонного права».
- Украина отложила ратификацию Римского статута Международного уголовного суда. Ратификация позволила бы провести эффективное расследование конкретных случаев нарушения международного гуманитарного права во время войны в Украине. Откладывание ратификации — ничем неоправданный шаг, потому что сегодня есть проблемы в защите прав человека, связанные с нарушениями на Востоке.
- Не выписан как следует статус прокуратуры. Все Президенты Украины пытались использовать прокуратуру как карательный орган против своих политических оппонентов. Сейчас прослеживается попытка Президента сохранять прокуратуру в орбите своего влияния.
- Еще одно проявление зависимости судейского корпуса от Президента – это то, что, хотя, Высший совет правосудия назначает судей, но удостоверения им подписывает Президент.
Поэтому назначение местных судей на местах – в громадах, может уравновесить стремление наших Президентов управлять судами. Ведь послушный суд — это уже не суд. В Европе такой метод формирования судейского корпуса использует Швейцария. Кроме Швейцарии, практика избрания судей применяется в США и Японии.
Институт губернаторов
«Я считаю, что институт губернаторства в его нынешнем виде надо упразднить. Партия «Основа» выступает за реальную децентрализацию, чтобы все полномочия по управлению регионом и средства на их выполнение оставались у территориальных громад, а не выпрашивались у киевских чиновников. Аналогично мы предлагаем сократить до 70% чиновников, что возможно благодаря широкомасштабному внедрению электронных сервисов. Компьютеру нельзя дать взятку». – по словам Сергея Таруты.
Снятие неприкосновенности со всех депутатов и чиновников с возможностью их отзыва по инициативе громады
Действующей коалиции никто не мешал снять депутатскую неприкосновенность еще 4 года назад. Пункт о снятии депутатской неприкосновенности указан в преамбуле коалиционного соглашения «Европейская Украина» 2014 года. Однако власть только говорит об этом, но ничего не делает.
Но если уж снимать неприкосновенность, то не только с депутатов, а и с Президента тоже.
Лидер партии «Основа» Сергей Тарута уже направил официальное обращение главе Комитета Рады по вопросам правовой политики и правосудия Руслану Князевичу с требованием рассмотреть вопрос о снятии неприкосновенности с президента Украины в порядке импичмента и внесения изменений в ст. 105 Конституции.
Сергей Тарута считает, что Порошенко злоупотребляет своими полномочиями, шантажируя должностных лиц и склоняя их принятию нужных решений. «Я настаиваю на том, чтобы одновременно с этим (ликвидация неприкосновенности депутатов) ликвидировали и неприкосновенность Президента», — заявил Тарута.
А.Николаенко об изменениях в избирательное законодательство (наш законопроект 7366-6, соавтором которого является С.Тарута):
«Любое изменение состава ЦИК при существующем избирательном законодательстве — с его «гречкой», мажоритаркой и отсутствием ответственности за фальсификации — ни на что не повлияет. Да и сам принцип формирования комиссии сейчас недемократичный – состав ЦИК формируют парламентские партии, чей рейтинг находится на уровне статистической погрешности. Поэтому нужно менять избирательное законодательство. Лидер партии «Основа» Сергей Тарута в законопроекте №7366-6 уже инициировал отмену мажоритарной системы и ряд других прогрессивных изменений».
Еще один важный параметр, предлагаемый в законопроекте 7366-6 – это упрощение процедуры регистрации избирателей через личный электронный кабинет.
Существующее сейчас «крепостное право», при котором избиратель обязан голосовать лишь по месту регистрации – это анахронизм. Граждане должны иметь возможность самостоятельно определять, на каком избирательном участке им удобнее проголосовать.
Такой механизм позволит принять участие в выборах тем людям, кто в силу различных объективных причин не может проголосовать по месту регистрации. К тому же, существующих на сегодня программных алгоритмов достаточно для того, чтобы обеспечить надежную идентификацию личности избирателя.