Одесский регион является настоящей сокровищницей кулинарных предпочтений, традиций и обрядовых праздников представителей разных национальностей. И если в северных и центральных районах области проживают в основном украинцы, то национальный состав юга и юго-западной части Одесской области — Буджака, так называемого междуречья Днестра и Дуная, или украинской Бессарабии, — поражает своим колоритом. Здесь живут в гармонии украинцы, болгары, молдаване, гагаузы, албанцы и еще много разных национальностей.
Здесь живут украинцы, болгары, молдаване, гагаузы и албанцы. Также немало в регионе проживает белорусов, греков, поляков, чехов, евреев, немцев.
В южной части области есть много населенных пунктов, где на одной улице, в соседних домах, прекрасно уживаются молдаване и болгары, украинцы и гагаузы, поляки и евреи. Толерантность и взаимоуважение является неотъемлемым качеством народностей Бессарабии, которая исторически сложилась на этой уникальной земле.
Историки называют несколько причин. Так, в конце XVIII века был издан указ о заселении этого пустынного края. В нем говорилось, что каждому, кто приедет сюда на постоянное место жительства, бесплатно во временное пользование выделят определенное количество земли. Такое предложение с радостью встретили тогдашние жители Германии, Польши, Греции. А также Болгарии — болгары, гагаузы и албанцы бежали от турецкого гнета именно сюда, на юг Украины. Люди получали наделы, занимались хозяйством.
Много было и беглецов, ведь в Одессе не было крепостного права. Кроме того, с 1817 по 1856 год Одесса была зоной «порто-франко» (пользовалась правом беспошлинного ввоза и вывоза товаров). Здесь работали фабрики и заводы, развивалось образование. Все это привлекало людей, которые искали работу. Так и стала Одесская область, особенно ее южная часть, многонациональной.
Особенность людей, которые здесь проживают, в том, что они всем сердцем стараются сохранить и передать важное наследие предков. Это то, что присуще людям любой национальности. Именно поэтому уже более 200 лет на этих землях наряду с украинским отчетливо звучат болгарский, гагаузский, молдавский и албанский языки. Так было и так есть и сегодня.
Когда я еду в свое родное село Делень в Арцизской громаде с болгарским составом населения, то сажусь на автобус сообщением Одесса-Дмитровка. Дмитровка — это село, где живут гагаузы, а пролегает наш путь через село Новоселовка, известное своим молдавским колоритом. И каждый раз, путешествуя по этому маршруту среди пассажиров разных национальностей, я наслаждаюсь мелодией языков, в которой звучат нотки разных тональностей, в которой вопрос может звучать на одном языке, а ответ на него — на другом и при этом царит полное взаимопонимание.
В таком созвучии и живут и развиваются на юге Одесской области около 40 болгарских сел, до 10 молдавских, несколько гагаузских сел и одно албанское.
Об этом единственном албанском селе Каракурт Васильевской громады хочется рассказать подробнее, потому что хоть и называется оно албанским, но на самом деле проживают в нем, наряду с албанцами, и болгары, и гагаузы, и молдаване. Поэтому вполне справедливо его можно назвать одним из самых колоритных сел Одесской области.
Село Каракурт основано в 1811 году албанцами — переселенцами из Добруджи (Болгария), куда они, в свою очередь, попали с юга Албании. Сегодня в селе проживают 2700 жителей.
Местные жители и по сегодняшний день, следуя традициям своих предков, разводят овец и занимаются овцеводством. Именно поэтому 6 мая, в день Святого Георгия, покровителя воинов, скотоводов и земледельцев, жители села не только проводят обрядовые выгоны овец на пастбища, но и устраивают большой праздник, на котором угощают всех гостей обрядовым блюдом курбан.
Именно это блюдо объединяет все национальности, которые здесь живут, поскольку во всех культурах оно существует и почитается разными поколениями.
В день большого курбана на просторной благоустроенной площади перед Домом культуры собираются люди разных поколений для того, чтобы увидеть друг друга, порадоваться успехам села и односельчан, и каждому пожелать здоровья и благополучия.
По всему селу разносится аромат готового курбана — главного блюда этого дня.
Жители села Каракурт в такие праздничные дни обычно проводят спортивные соревнования по футболу, вольной борьбе, где главным призом традиционно является барашек, и очень любят играть в различные национальные игры — бешке, жостке, хилке, пекарь.
В этом селе звучат четыре языка — албанский, болгарский, гагаузский, украинский. Здесь это норма. Каждый говорит на своем языке, но все друг друга прекрасно понимают.
В основном так получается, потому что в селе очень много смешанных браков. Колоритные многонациональные свадьбы, в которых сочетаются традиции и обычаи, за много лет уже никого не удивляют. И не удивительно, что албанец, например, имеющий невесту болгарку, изучает язык любимой. При этом надо отметить одну особенность: гагаузам и албанцам легче дается изучение болгарского, а вот болгарам и украинцам — представителям славянского этноса — сложнее даются гагаузский и албанский языки. Так что кому-то, возможно, не совсем четко удастся высказаться на всех существующих в селе языках, но абсолютно все здесь понимают всех.
Это и есть наивысший уровень толерантности, которому нужно подражать и гордиться им.
Итак, до новых встреч в прекрасном, гостеприимном и уникальном селе Каракурт. В следующих номерах газеты расскажем вам больше о людях, которые здесь живут и уважают свой родной край.
Тушку молодого ягненка разрезают на части. В большой таз укладывают куски мяса, потроха и крупу, чаще всего это арнаутка или булгур. Добавляют соль, черный перец, укроп, зеленый лук и мяту. Плотно закрывают таз и отправляют его в печь на три часа. После этого блюдо готово, и им можно наслаждаться.
Перед Домом культуры в селе в 2019 году установили памятник албанскому дворянину и военачальнику Георгу Кастриоти-Скандербегу. Этот человек — национальное достояние балканской страны, которая почти 30 лет отбивалась от нашествия Османской империи. Георг Кастриоти — албанский военачальник, которого за храбрость и отвагу прозвали Скандербег, то есть Александр — «тот, кто защищает людей». В историю он вошел как командующий большим войском в битве на реке Черная Дрина — тогда албанцы разбили 20-тысячное османское войско. Памятники албанскому герою стоят в Тиране, Лондоне, Риме, есть такой и в Каракурте.
Новым заместителем городского головы стала Анна Позднякова, которая занимала пост руководителя КП «Теплоснабжение города Одесса».… Читать далее
Сегодня, 26 июня, около девяти часов на проспекте Небесной Сотни пожилой мужчина переходил дорогу и… Читать далее
В тяжелых боях за независимость Украины погибли жители Одесской области - Дмитрий Горяйнов из Болградского… Читать далее
Четверо украинцев заплатили по $10 тыс. организаторам незаконного выезда в Молдову через границу в Одесской… Читать далее
В среду, 26 июня 2024 года, в связи с плановыми работами энергетиков некоторые одесситы остались… Читать далее
Полномасштабная война россии против Украины продолжается 854-е сутки. В Одесской области ночью, 26 июня, был… Читать далее