С начала полномасштабной войны в Украине приобрели незаурядную популярность телеграм-каналы, неофициально извещающие о воздушной тревоге. Объяснить этот феномен просто: чаще всего они первыми реагируют на угрозы со стороны россии и информируют о них локально точнее, чем официальные ресурсы, например, «Уведомление Одесса. Официально». Откуда админы телеграм-каналов берут оперативную информацию и как эта «кухня» работает, «Одесской жизни» рассказал глава общественной организации «Сила общества Одесса» и владелец подобного одноименного канала Александр Прокопьев.
– Саша, расскажи, чем ты занимался до войны?
– Многим, но по своей сути я активист. В родном Дачном боролся с продажей алкоголя и сигарет детям, а также с просроченным товаром на полках магазинов. Такова моя общественная позиция. Местные плохо на это реагировали, потому что не понимали, как человек без денег может добиться правды. В моей жизни много хейта, даже сейчас, но я не реагирую.
– Как возникла идея создать личный телеграм-канал с оповещением о тревогах?
– Все началось с общественной организации «Сила общества Одесса», которая начала работать в разгар войны. Мы помогали военным: делали блиндажи, копали окопы, многое закупали. У меня была маленькая аудитория в Вайбере, около четырехсот человек. Туда я начал писать о воздушной тревоге и возможных угрозах для местных. Но оказалось, что этот мессенджер не актуален среди молодежи, поэтому пришлось создать группу оповещения в Телеграм. Ею руковожу я и мои заместители Юлия и Ирина. Также есть два администратора, которые страхуют, если нет связи. Но я стараюсь быть онлайн из-за всех угроз, особенно когда летят «мопеды» и ракеты. Если вылетают сушки, то как получится. Был всего один случай, когда из них летело на Одессу.
– Откуда вы знаете, что и куда летит?
– В нашей команде есть военный, который по отдельному разрешению сообщает об угрозе. Также у меня есть личные источники. В целом, в некоторых подобных телеграм-каналах админы военные, поэтому они прямо сообщают людям об угрозах. Иногда мы можем делиться друг с другом информацией.
– Можешь объяснить, как узнают о будущей опасности технологически?
– Некоторые читатели канала думают, что я сижу где-то на крыше и самостоятельно это все отслеживаю. На крыше дома я только встречал пролетавший мимо «калибр» (смеется). У военных есть радиолокационные станции (РЛС) и специальные программы, которые видят все, что летит в воздушном пространстве страны. Эти программы могут просчитывать маршрут, расстояние и час, за который долетит цель: ракету или мопед проще выследить, с баллистикой есть трудности – эта зараза меняет курс. Также нам помогают страны-союзники, отслеживающие воздушное движение у Черного моря, видят обстановку в Крыму и не только. Кстати, о пусках «шахедов» чаще сообщают партизане в Крыму. В общей сложности «шахеды» мы видим где-то в 120 километрах от берега. В некоторых случаях бывает, что они летят очень низко над морем, и их фиксируют акустически.
– Почему официальные каналы опаздывают с оповещением?
– Это возможно из-за опоздания источника информации. Первую тревогу, точнее, информацию получают ПВО, потому что им нужно подготовиться. Только потом эта информация попадает в военные администрации и официальные каналы. Это если воздушная тревога – потому и разница где-то в две минуты. Если это официальный отбой, то его намеренно дают позже, перестраховываются. И это правильное решение, потому что есть случаи, когда радары не замечают сигналы в воздухе: цель низко летит, застройки отбивают сигнал и многое другое.
Система оповещения работает хорошо, однако сбивать это очень тяжело.
– Что самое сложное в ведении канала о воздушной угрозе?
– Мы с командой очень беспокоимся когда воздушная тревога. Самое страшное – ошибиться или забыть что-то сообщить, ведь люди на нас рассчитывают и от этого зависит их жизнь. Ты должен быть на связи всегда, следить за всем и спать всего несколько часов. Кроме этого у всех есть семьи, дети, работа. Также трудно найти достоверный источник информации. Их должно быть несколько по разным причинам. Самое главное, чтобы в группе было четкое выполнение работы: ясная и краткая информация и меньшее волнение читателей.
– Люди тебе что-то пишут в телеграм?
– Люди удивляют! Недавно женщина отправила мне сообщение с информацией о прилете в Одессе. Говорит, что попали в склад, и у ее дома взрывается взрывчатка. Откуда она взяла эту информацию – «тайна покрытая мраком». Но ведь я знаю правду, а потом читаю в комментарии сказки. Хочу напомнить, что за дезинформацию можно сесть за решетку. Я знаю, что за мной следят СБУ, и я, кстати, у них тоже побывал в гостях. За нами следят и рашисты. Они это делают для того, чтобы знать, куда прилетает. Это я проверил на себе.
– Расскажешь об этом опыте?
– Это произошло, когда Дачные обстреляли «калибрами». У меня попросили помощи, и я сразу приехал. И здесь сообщают, что снова летит ракета, точка «прибытия» где-то рядом со мной. Не зная, что делать, я прилег под каким-то забором. Через минуту у дома в тридцати метрах от меня прилетает две ракеты. Я сняв это на видео, стряхнув пылюку и побежал помогать людям. Пока мы доставали раненых, прошло время, и я заметил полицейских, которые ищут кого-то. Выяснилось, что «некий» Александр выложил видео прилета в соцсети и через несколько минут оно разлетелось по всей россии. Ну, меня и отвезли с мешком на голове в СБУ. Ребята провели воспитательную беседу, угостили шаурмой, дали деньги на проезд и отправили домой. Правда, телефон вернули через четыре дня. Но после этого я больше ничего не снимал и никому не советую, потому что это статья за государственную измену.
– Ты все время в Херсоне, скажи, как там со светом и связью?
– В Херсоне выключают свет только тогда, когда прилетает, и это на два или три часа. В городах, которые находятся у линии фронта, свет не выключают, а вот в селах света почти нет.
– Что ты вообще делаешь в Херсоне?
– Я здесь с первых дней деоккупации. Наш штаб оказывает разнообразную гуманитарную помощь местным. Мы помогаем полицейским и военным, всегда выезжаем на прилеты, потому что у меня есть специальность по оказанию первой медицинской помощи. Также я учил пилотов управлять Mavic и FPV-дронами. Сейчас днем город не очень обстреливают. Недавно ребята попали в склад с боеприпасами орков на левом берегу. Вообще я заметил, что наши увеличили количество обстрелов по врагу.
– Так ты военный или нет?
– Я обычный человек, который также подлежит мобилизации. И если отправят на передовую – пойду. Мне уже нечего бояться, за эти годы я увидел столько страха, что меня уже ни чем не испугаешь.
Помимо неофициальных телеграм-каналов, неофициально извещающих о воздушной тревоге, «Одесская жизнь» напоминает об официальных источниках информации, на которые нужно обращать внимание:
Также, кроме новостей Одессы и области, о причинах воздушной тревоги в нашем городе информирует канал «Одесской жизни».
Италия заявила о готовности поддержать восстановление Одесской области через реализацию ряда совместных проектов. Этот вопрос… Read More
Эта история об учениках херсонской школы и их учительнице Елене, которые поддерживают украинских защитников на… Read More
Вблизи села Камышевка Сафьяновской громады Измаильского района зарегистрирована вспышка африканской чумы свиней (АЧС). Это уже… Read More
Сегодня, 22 ноября, в Одессе наблюдается мощный ветер, который привел к падению деревьев и повреждению… Read More
Руслан Тимченко пошел среди первых защищать Украину добровольцем. Сначала попал на Николаевское направление, затем —… Read More
Преподаватели проводят лекции в бомбоубежищах, студенты учатся из окопов, но конкурсы и престиж вуза растут,… Read More
View Comments
Саша,ты получаешь много хейта не потому что ты человек без денег,а потому что ты публично в общем чате своего села орал о том какой ты молодец,а остальные все г@вно даже не уточнив кто и чем занимается и что делает на этой войне,ты крыл матом и унижал жён военных,ездил снимать прилеты что б выложить в Типичку. Ты получаешь хейт исключительно за свое отношение к людям