Статьи

Из легенды во враги народа: как пилот родом из Одесчины пережил сталинские пытки и вернулся в небо

Станислав Скальский еще при жизни стал легендой. Он был асом и героем битвы за Британию. Коллеги-летчики говорили, что у него «птичий инстинкт», а враги называли его «летающей смертью». Он воевал с первого и до последнего дня Второй мировой войны. Ему пришлось сражаться в составе двух армий на трех разных фронтах и поставить два «боевых рекорда» — он стал самым результативным польским летчиком, а впоследствии и лучшим польским асом всей войны.

Открыл счет в первый день войны

Станислав Скальский родился 27 ноября 1915 года в городе Кодыма Балтского уезда Подольской губернии. Его отец был агрономом в имении князя Трубецкого. В 1918-м семья переехала под Харьков, затем в Збараж, а в 1923 году поселилась в городе Дубно (ныне Ровенской области). Там Станислав окончил начальную школу, а затем — гимназию.

Успешно сдал вступительные экзамены в Технический университет Варшавы. Однако вскоре перешел на консульско-дипломатическое отделение Университета политических наук. В местном планерном аэроклубе и зародилась его любовь к авиации. Отличные летные результаты и крепкое здоровье позволили поступить в летную школу в Демблине, после окончания которой Скальскому присвоили звание младшего лейтенанта и направили в 4-й авиационный полк в Торуни.

Так Скальский стал авиатором. Боевое крещение получил в июне 1939 года. Тогда он по тревоге поднялся в воздух, атаковал немецкого воздушного разведчика и заставил его совершить посадку. В первый день Второй мировой войны Станислав открыл счет сбитым немецким самолетом. Всего за время военных действий ас совершил 321 боевой вылет, участвовал в 746 воздушных боях, сбил 19 немецких машин.

Военный с псевдонимом «Гражданский»

Псевдоним «Гражданский» Станислав Скальский получил от коллег из Демблина. Он никак не мог привыкнуть к военной дисциплине. Но благодаря хорошим результатам в воздухе и зачислению всех этапов тренировки в мае 1938 года Станислава направили на Курс высшего пилотажа в Грудзёндзе. Здесь немного свободнее смотрели на военную дисциплину. Летчики должны были подготовиться к опасности, которая могла ждать их в воздухе (погода, авария двигателя, ошибки измерения и т.д.), инициатива и самостоятельность премировались.

Прославился Станислав Скальский во время битвы за Британию. Он дважды чудом избегал смерти. В сентябре 1940-го в последний момент перед взрывом он выпрыгнул с парашютом из горящего самолета. Но, обожженный пламенем, в госпитале провел всего три дня. Опираясь на трость, он не только дошел до своей эскадрильи, но и в тот же день сбил два немецких «мессершмитта». Интересно, что эскадрилью, которой он командовал, называли «Цирком Скальского» — за смелость и виртуозность в воздухе.

Англичане предлагали должности, а он вернулся в Польшу

В битве за доминирование в небе Великобритании между Люфтваффе Германии и Королевскими воздушными силами вместе с английскими пилотами участвовали 140 польских летчиков. Среди них больше всего отличился уроженец Кодымы Станислав Скальский. Он одержал двадцать две победы в воздухе (первые шесть немецких самолетов сбил еще в сентябре 1939-го над Польшей).

После войны лучшему асу, награжденному высокими наградами, предлагали должности в военно-воздушных силах Великобритании, США и Пакистана. Англичане предлагали Скальскому гражданство Великобритании, возможность продолжения авиационной карьеры и преподавания в академии, но он в 1947 году вернулся в Польшу.

Командование авиации Войска Польского предложило ему должность инспектора техники пилотирования. Карьера пилота не сложилась, потому что 4 июня 1948 года его арестовали по фальшивому обвинению в шпионаже в пользу Великобритании.

Из героя сделали врага народа

Станислава Скальского поместили под стражу и подвергли жестоким допросам и пыткам, которые продолжались до июля 1949 года.

«Не все были одинаковы, когда дело доходило до избиения, — вспоминал Скальский спустя годы. — Помню часы, проведенные в компании крупнейших руководителей следственного отдела… Всего их было пятеро. Они не опускались до палок и пинков. Били с холодным расчетом, били нас резинками и чем-то, что свистело — думаю, это были полоски медного листа или проволоки. После каждого удара человек чувствовал, будто ему отрезали кусок тела, избиение — как четвертование».

7 апреля 1950 года Скальского приговорили к смертной казни на сталинском показательном процессе.

Предложение написать прошение о помиловании к власти он отклонил, проведя год в камере смертников.

Что давало силы Станиславу Скальскому, у которого была слава лучшего польского летчика Второй мировой и которого назвали «врагом народа», «английским шпионом» и приговорили к смертной казни? То, что дело сфабриковано, подтвердила дальнейшая реабилитация летчика. Но тогда он едва не распрощался с жизнью. Но о помиловании не просил.

Над обреченным летчиком смилостивился президент Польши Болеслав Берут после неоднократных просьб семьи и военных побратимов Скальского. Расстрел заменили на пожизненное заключение. К тому же пребывание за решеткой имело некоторые «смягчающие» обстоятельства. Народный герой и одновременно «враг народа» мог даже писать, чем и воспользовался, написав и уже после освобождения издав книгу «Черные кресты над Польшей».

В ноябре 1956-го его восстановили на службе, вернули воинское звание и присудили компенсацию за несправедливое заключение.

Скальский вернулся к военной карьере. В апреле 1972 года ушел в запас в звании полковника. В конце 1980-х он занялся политикой и дважды избирался в парламент.

В 1988-м получил ранг бригадного генерала. В 2004 году в Варшаве на 89-м году жизни перестало биться сердце отважного и страдальческого воина.

В память о летчике и его семье

В родном городе Кодыма открыт бронзовый бюст и мемориальная доска выдающемуся летчику.

Также в селе Лабушное, там, где находился дом семьи Скальских, открыта мемориальная доска отцу авиатора, агроному Шимону Эдмонду Скальскому.

В Кодымском историко-краеведческом музее действует экспозиция, посвященная легендарному земляку.

Один эпизод

Пилот описал один из эпизодов Второй мировой войны, во время которого сбил первый немецкий самолет.

— Около 5.00 командир эскадрильи капитан Ласковский, который умер на следующий день, сообщил, что мы воюем с немцами. Через несколько минут я взлетел и направился в Торунь. Я набрал высоту, еще был утренний туман, и в какой-то момент увидел вражеский самолет, который летел далеко подо мной. Я сделал два выстрела и сбил его.

После приземления Станислав Скальский все же помог подбитым немцам. А через 30 лет он был в Лондоне на премьере фильма «Битва за Британию», и когда его представили генералу Адольфу Галланду, одному из командующих Люфтваффе, он спросил о судьбе обоих пилотов. Немецкий генерал сказал, что они дожили до 1945 года. Какова их дальнейшая судьба, он не знал.

Share
Любов Кузьменко

Закінчила факультет журналістики Київського національного університету ім. Т.Г. Шевченка. Видала чотири книги: «Рядки, перелиті в життя», «Горлиця отчого краю», «…І разом з ними йшла весна», поетичну збірку «І живу, і веснію любов’ю». З початку повномасштабного вторгнення росії на територію України веду активну боротьбу з російським агресором на інформаційному фронті, допомагаю у волонтерській сфері. Вірю в Бога і в те, що Він чує наші молитви до Нього. Люблю свою справу. Інколи насолоджуюсь самотністю і використовую цей стан для творчості чи самовдосконалення. Вважаю, що в кожному віці жінки є своя краса.

Recent Posts

  • Новости

Ремонтные работы в Одессе: список улиц, где не будет света сегодня

В пятницу, 22 ноября 2024 года, в связи с плановыми работами на городских электросетях некоторые… Read More

2024-11-22
  • Новости

Война, день 1003: россия испытала в Украине новую баллистическую ракету

1003-й день Украина противостоит полномасшатабной агрессии российской федерации. На утро, 22 ноября, ситуация на фронте… Read More

2024-11-22
  • Новости

В Одессе женщина за рулем «Ssang Yong» переехала пешехода

В Одессе 49-летняя водитель автомобиля «Ssang Yong» наехала на женщину, которая переходила проезжую часть и… Read More

2024-11-22
  • Positive News

Анекдот дня: чего желает Рабинович в банке

Доброе утро, друзья! Начните свой день с улыбки — мы подготовили для вас свежую порцию… Read More

2024-11-22
  • Статьи

Цены на ноябрьском Привозе: под дождиком – за салом

Привоз в последнюю декаду ноября: легкий дождик, тяжеловатый ветерок… Покупателей (или так показалось) меньше, чем… Read More

2024-11-22
  • Новости

День гуманного общества и любви к веснянкам: что еще празднуют 22 ноября

Что празднуют в Украине и мире 22 ноября. Исторические события, памятные даты, рождение известных людей… Read More

2024-11-22