Как известно, Першотравневое, Визирка, Любополь и еще восемь сел впервые в истории стали одной громадой. И если представлять эту громаду в лицах, то ее руководитель Валерий Стоилаки лицо первое. При нынешней моде на лица новые практичный крестьянский ум все ж больше доверяет человеку надежному. А Валерий Владимирович с десятого года в родном Першотравневом сельсоветом руководил. Стало быть, проверили его властью.
О том, каков он в ней, знают не только в его селе. Людская молва на выборах — не последнее дело. На вопросы мои он отвечал вдумчиво. В его основательности чувствовалась скрытая энергия дела, нередкая для людей, живущих им.
По пути в сказку
…Чуть слышно шуршат шины. Дорога упруго ложится под электромобиль. За окном неспешно плывут ухоженные поля, подчеркнутые зеленью лесополос. В Визирке, как и в других селах громады, красивая плитка на тротуарах. Деревья перешептываются на ветру с подстриженными кустами. После недавнего дождя вода сразу ушла в ливневку. А вечером, на фоне темнеющего неба, вдоль улиц вспыхивают спелые яблоки фонарей.
И я вспоминаю, что десять лет назад, когда мы с Валерием Стоилаки познакомились, он говорил мне: будет именно так.
…Размеренный голос собеседника возвращает меня из мысленного этого путешествия в тот самый разговор о том, как будет.
Слушаю, как председатель рассказывает о переучете, что сейчас в новом его хозяйстве идет. И вникая в цифры, думаю, что этот переучет и станет линией отсчета. Прирастут у громады активы, значит, на верном она пути.
Похоже, собеседник уже привык охватывать взглядом новое свое хозяйство. А здесь более 25,5 тысяч гектаров земли, детские сады и школы, амбулатории и фельдшерско-акушерский пункт. И живет в громаде не одна тысяча человек. У каждого, разумеется, свое представление, какой эта жизнь должна быть.
У Валерия Стоилаки — тоже. И потому, наверное, с таким удовольствием говорит он о переменах в своем Першотравневом.
На столе — рукописный лист с квадратиками: программа на год. Половина заштрихована — значит, выполнил. Вот квадратик, при помощи транспортного узла «ТИС» на площади у Дома культуры появились тротуарная плитка и светильники. И теперь председатель подумывает о фонтане.
Еще два квадратика — к заасфальтированным улицам в этом году прибавились Виноградная и Стребкова. А если обобщить, то за последние годы проложили более двух десятков километров водопровода. Меняли проржавевшие трубы на современные пластиковые.
Разумеется, теперь в председательский план лягут перемены во всех его селах. По подсчетам бюджет будет солидный, до 20 тысяч гривен на человека.
Но с года следующего.
А как в нынешнем быть? Ведь его бюджет завязан на район. Какие суммы на что выделить решают там, в Доброславе. А живут здесь, в громаде. Словом, есть над чем председателю голову ломать.
И еще будоражит столичная новость: административную карту Украины собираются перекроить. Из 480 районов хотят оставить 100. Центр местной жизни переместится в громаду. Где, к слову сказать, уже 70 процентов жителей живут.
Однако как в этих громадах, в том числе и Визирской, жить без внутренних связей? Но чтоб старая песня «Эх, дороги…» зазвучала «Ах, дороги!», ими и нужно заняться прежде всего. Это Валерий Стоилаки понимает отлично.
Как в городе, только ближе к природе
Раньше председателем Першотравневого сельсовета много лет работал отец председателя нынешнего. Что тогда делали. Ну, справки выписывали, сессии проводили. Да, еще в семейных ссорах разбирались. Однако важные решения в жизни сельчан принимали «наверху». Ну, и люди на «верх» этот косо поглядывали: решения-то были подчас сомнительны. А многое попросту не решалось.
— Понимаем, — сочувственно вздыхали «наверху», но на это денег пока нет.
А теперь местная власть отвечает за то, что решила здесь, на месте, сделать за свои деньги.
Делать нужно немало. Ведь в обязанности руководителя громады входит забота о быте и образовании, медицине и культуре.
Об отремонтированном Доме культуры собеседник говорит с подъемом. В нем 460 мест. Но когда выступают здешние артисты, бывает, яблоку негде упасть. Слава о першотравневских талантах далеко разошлась. Не случайно песенный ансамбль «Джерело» на Сорочинскую ярмарку приглашали.
Потом, когда поедем с Валерием Владимировичем по селу, увижу и заасфальтированные улицы, и хороший магазин, и социальную аптеку, появившуюся здесь, как и многое другое, с помощью транспортного узла «ТИС». У новой просторной автостоянки, что рядом с тоже новым школьным забором, Валерий Стоилаки озабоченно вздохнет:
— Боюсь, парковочных мест не хватит.
И в ответ на удивленный мой взгляд продолжит:
–У нас детей в школу на машинах привозят.
Да, в селе немало жителей обеспеченных.
— Среди моряков — восемь капитанов дальнего плавания, — уточнит председатель.
Есть состоятельные люди и профессий других, кто местом жительства выбрали именно это село. О его привлекательности можно судить по стоимости жилья. Цена среднего — на уровне одесской квартиры.
— В Одессе я жить бы не смог,— откровенничает Валерий Владимирович. Понимаю, для него Першотравневое — комфорт душевный.
А комфорт бытовой очертил задачу — нужна вода. Зимой, правда, ее хватает. Однако летом мощности здешних скважин недостает. И к селу прокладывают водопровод. Дефицит в скором времени сойдет на нет.
Мне было интересно, если бы встретился председатель с Президентом, что бы сказал?
— О людях не забывать. Чтобы цена на газ была приемлемой. Да и вообще цены не вверх, а вниз шли. Понятно, это дело премьерское. Но у нас привыкли думать: за все отвечает Президент.
Понимаю, для Валерия Стоилаки крайне важно, что люди о власти думают. И прежде всего — о местной. Старается, чтобы думали хорошо. Чтобы заботу чувствовали.
Она крайне важна для пожилых. И здесь тех, кому исполняется 70, каждые пять лет поздравляют. А после 90 — каждый год.
Бывает, кто-либо из сельчан серьезно заболел. На лечение подчас нужны деньги немалые. Тогда и подключается благотворительный фонд имени Алексея Ставницера.
Вообще, председатель не любит, чтобы без ответа просьбы оставались. Ему надо, чтобы люди были довольны.
Наверное, сложно жить с ощущением, что постоянно кому-то должен. Я б не смог.
Так фамилия и пошла
Интересно, а почему Валерий Стоилаки решил в председатели громады двинуть? Оказалось, раньше об этом и не думал. Но депутат облсовета Олег Кутателадзе убедил.
Когда Валерий Владимирович говорит о нем, голос теплеет. Видит человека не только умного, но и одержимого идеей: сделать здешнюю жизнь такой, какой должна быть. Трудно в наших условиях? Но надо знать его характер.
— Заботой о людях он мне Александра Янчева напоминает, — говорит председатель. В свое время директор здешней знаменитой некогда птицефабрики немало для Першотравневого сделал. Не случайно у сельсовета памятник ему стоит.
Какой след в людских судьбах Янчев оставил? За примером Валерию Стоилаки далеко не ходить. После армии там, на фабрике, он рабочим был. Но растущему предприятию позарез нужны были инженеры-строители. А директор, двоюродный дядя, знал о тяге племянника к этой профессии. Словом, окончил Валерий строительный институт.
— Образование сейчас мне здорово помогает, — говорит Валерий Владимирович.
А когда в селе появился памятник Александру Янчеву, злые языки судачили, мол, родственника увековечил.
— Нет, это память о человеке, который во многом жизнь в нашем селе к лучшему изменил, — считает председатель. — И помнить о нем должны.
Я спросил, у Валерия Стоилаки о его фамилии. И он рассказал то, что от деда своего слышал. У дедова отца фамилия была что ни есть болгарская — Волков. Но когда греки и болгары, жившие в селе, захотели на землю предков вернуться, он убеждал: «стойте, хорошие мои! Стойте, лаки!».
Вот к нему и приклеилось прозвище. А затем и фамилия.
Было ли так на самом деле, теперь не узнать. Но преданье это нравится мне. Человеку лучше жить на земле, к которой прирос.
Фото: newsliman.com.ua, lan.od.ua